Компенсации (выплаты) госслужащим в 2021 году

Правительство российской федерации

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 18 февраля 2021 г. № 395-р

МОСКВА

  • 1. Утвердить прилагаемые:
  • распределение бюджетных ассигнований федерального бюджета на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, предусмотренных на профессиональное развитие федеральных государственных гражданских служащих;
  • государственный заказ на мероприятия по профессиональному развитию федеральных государственных гражданских служащих на 2021 год (далее — государственный заказ).
  • 2. Минтруду России:
  • а) осуществить закупку образовательных услуг по профессиональной переподготовке и повышению квалификации федеральных государственных гражданских служащих в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, определенных в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных Минтруду России государственным заказом на указанные цели, по перечню дополнительных профессиональных программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации федеральных государственных гражданских служащих в 2021 году согласно приложению;
  • б) обеспечить совместно с федеральными государственными органами направление федеральных государственных гражданских служащих на профессиональную переподготовку и повышение квалификации по дополнительным профессиональным программам профессиональной переподготовки и повышения квалификации федеральных государственных гражданских служащих;
  • в) представить до 31 марта 2022 г. в Правительство Российской Федерации доклад по итогам реализации мероприятий по профессиональному развитию государственных гражданских служащих Российской Федерации;
  • г) осуществить контроль за ходом реализации государственного заказа.

3. Финансовое обеспечение мероприятий по профессиональному развитию федеральных государственных гражданских служащих, реализуемых в 2021 году в рамках государственного заказа, на основании государственных образовательных сертификатов на дополнительное профессиональное образование, а также в рамках государственных заданий образовательным организациям, функции и полномочия учредителя в отношении которых осуществляет Правительство Российской Федерации, осуществляется за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на 2021 год на указанные цели.

4.

 Минфину России в соответствии с пунктом 21 части 1 статьи 21 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» направить бюджетные ассигнования, предусмотренные по подразделу «Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации» раздела «Образование» классификации расходов бюджетов, на выполнение государственного заказа согласно распределению бюджетных ассигнований федерального бюджета на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, предусмотренных на профессиональное развитие федеральных государственных гражданских служащих, и государственному заказу, утвержденным настоящим распоряжением.

Председатель ПравительстваРоссийской Федерации                               М.Мишустин

УТВЕРЖДЕНОраспоряжением ПравительстваРоссийской Федерацииот 18 февраля 2021 г. № 395-р

РАСПРЕДЕЛЕНИЕбюджетных ассигнований федерального бюджета на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, предусмотренных на профессиональное развитие федеральных государственных гражданских служащих

(тыс. рублей)

Наименование получателя бюджетных ассигнований федерального бюджета, цели 2021 год 2022 год* 2023 год*
Федеральныегосударственные органы -на выполнение государственного заказа на мероприятия по профессиональному развитию федеральных государственных гражданских служащих 97363,7 92363,7 87363,7
Минтруд России — на обучение федеральных государственных гражданских служащихна основании государственных образовательных сертификатовна дополнительное профессиональное образование 40000 50000 60000
Образовательные организации, функции и полномочия учредителя в отношениикоторых осуществляет Правительство Российской Федерации, — на выполнение государственных заданийна оказание государственных услуг по реализации дополнительных профессиональных программ — программ повышения квалификации, программ профессиональной переподготовки федеральных государственных гражданских служащих, всего 97162,8 92162,8 87162,8
из них:
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» 84738,1 81738,1 78738,1
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова» 384 384 384
федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» 9359,2 7359,2 5359,2
федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего образования «Финансовый университет при ПравительствеРоссийской Федерации» 2448 2448 2448
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский государственный университет» 233,5 233,5 233,5

______________________

* Распределение бюджетных ассигнований федерального бюджета на плановый период 2022 и 2023 годов, предусмотренных на профессиональное развитие федеральных государственных гражданских служащих, подлежит уточнению с учетом фактического освоения бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральным бюджетом на 2021 год.

____________

УТВЕРЖДЕНраспоряжением ПравительстваРоссийской Федерацииот 18 февраля 2021 г. № 395-р

Государственный заказна мероприятия по профессиональному развитию федеральных государственных гражданских служащих на 2021 год

1. Дополнительное профессиональное образование федеральных государственных гражданских служащих

Наименованиефедеральногогосударственного органа Планируемое количество федеральных государственных гражданских служащих,

  1. направляемых
  2. на обучение1
  3. (человек)
Объем бюджетных ассигнований,предусмотренных в федеральном бюджете(тыс. рублей)
Администрация Президента Российской Федерации 105 708,8
Аппарат Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 67 520
Аппарат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации 86 700
Аппарат Правительства Российской Федерации 80 400
МВД России 313 2817,4
МЧС России 111 865,1
МИД России 211 1423,6
Россотрудничество 6 99
Минобороны России 70 1478,9
ФСВТС России 11 103,9
ФСТЭК России 51 303,2
Минюст России 120 1156,8
ФССП России 350 1715
ГФС России 8 68,5
Росфинмониторинг 35 239,1
Росархив 2 15,6
ГУСП 3 23,5
Управление делами Президента Российской Федерации 26 235
Росздравнадзор 57 221,9
ФМБА России 28 435,9
Минобрнауки России 25 291,9
Минприроды России 22 281
Росгидромет 15 68,1
Росприроднадзор 72 669,2
Росводресурсы 7 100,8
Рослесхоз 20 152,4
Роснедра 18 154,1
Минпромторг России 20 467,1
Минпросвещения России 10 118,3
Минвостокразвития России 5 43,3
Минсельхоз России 26 136,7
Россельхознадзор 250 2478,8
Росрыболовство 80 923,3
Минстрой России 5 42,4
Минтранс России 37 320
Ространснадзор 100 1133
Росавиация 18 355,8
Росжелдор 11 84,7
Росморречфлот 7 66,4
Минтруд России 12 109,8
5142 10861
Роструд 100 864,9
Минфин России 32 280,4
ФНС России 784 12207,2
Росалкогольрегулирование 9 138,7
ФТС России 306 2961,1
Казначейство России 2911 6386,1
Минцифры России 21 182,5
Роскомнадзор 44 193
Минэкономразвития России 130 1557,7
Росаккредитация 17 122,6
Росреестр 1359 13425,8
Росстат 378 3532,2
Роспатент 8 64
Росимущество 88 1058,7
ФАС России 121 901,9
Роспотребнадзор 500 3127,3
Рособрнадзор 4 55,4
Ростехнадзор 157 2444,7
Росрезерв 14 226,7
Росмолодежь 5 65,1
ФАДН России 2 100,1
Конституционный Суд Российской Федерации 3 19,9
Верховный Суд Российской Федерации 142 1418,13
Судебный департаментпри Верховном Суде Российской Федерации 1731 14966,34
Генеральная прокуратура Российской Федерации 127 1229
Следственный комитет Российской Федерации 19 121
Счетная палатаРоссийской Федерации 135 1100
Центральная избирательная комиссия Российской Федерации 4 102,2
Рабочий аппарат Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации 42 354,6
Итого 12207 101596,5

2. Общий объем средств, выделяемых на реализацию государственного заказа на мероприятия по профессиональному развитию федеральных государственных гражданских служащих, составляет 101596,5 тыс. рублей5.

  • _____________________
  • 1 Количество федеральных государственных гражданских служащих, направляемых на обучение, может быть скорректировано соответствующим федеральным государственным органом в случае изменения объема дополнительных профессиональных программ, планируемых к освоению.
  • 2 Включая федеральных государственных гражданских служащих федеральных государственных органов, направляемых на обучение, организуемое Минтрудом России.
  • 3 Финансовое обеспечение дополнительного профессионального образования федеральных государственных гражданских служащих Верховного Суда Российской Федерации осуществляется за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных Верховному Суду Российской Федерации в федеральном бюджете на 2021 год на указанные цели.

4 Финансовое обеспечение дополнительного профессионального образования федеральных государственных гражданских служащих Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации осуществляется в том числе за счет бюджетных ассигнований в объеме 2814,7 тыс. рублей, предусмотренных Судебному департаменту при Верховном Суде Российской Федерации в федеральном бюджете на 2021 год на указанные цели.

  1. 5 Финансовое обеспечение реализации государственного заказа на мероприятия по профессиональному развитию федеральных государственных гражданских служащих осуществляется за счет бюджетных ассигнований:
  2. в объеме 97363,7 тыс. рублей в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на 2021 год Минфину России на реализацию государственного заказа на мероприятия по профессиональному развитию федеральных государственных гражданских служащих;
  3. в объеме 1418,1 тыс. рублей, предусмотренных в федеральном бюджете на 2021 год Верховному Суду Российской Федерации на реализацию государственного заказа на мероприятия по профессиональному развитию федеральных государственных гражданских служащих;

в объеме 2814,7 тыс. рублей, предусмотренных в федеральном бюджете на 2021 год Судебному департаменту при Верховном Суде Российской Федерации на реализацию государственного заказа на мероприятия по профессиональному развитию федеральных государственных гражданских служащих.

____________

ПРИЛОЖЕНИЕк распоряжению ПравительстваРоссийской Федерацииот 18 февраля 2021 г. № 395-р

ПЕРЕЧЕНЬдополнительных профессиональных программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации федеральных государственных гражданских служащих в 2021 году

Наименование дополнительнойпрофессиональной программы Объем дополнительной профессиональной программы(часов) Количество федеральных государственных гражданских служащих, подлежащих обучению(человек)*
Обеспечение информационной безопасности в работе органов государственной власти при применении цифровых технологий и использовании интернет-сервисов 40 до 65
Защита государственной тайны 72 до 90
Организация мобилизационной подготовки в федеральных государственных органах 72 до 231
Информационная безопасность 72 до 90
Информационная безопасность 512 до 38

_____________________

* Количество федеральных государственных гражданских служащих, подлежащих обучению, может быть увеличено за счет федеральных государственных гражданских служащих, финансовое обеспечение обучения которых может быть осуществлено за счет экономии, выявленной в ходе проведения закупки образовательных услуг по профессиональной переподготовке и повышению квалификации по дополнительным профессиональным программам, предусмотренным настоящим перечнем.

Читайте также:  ПЕНСИЯ ДЛЯ ПРИНИМАЮЩИХ ГРАЖДАНСТВО - ВОПРОСЫ К ЮРИСТУ - 2021

____________

Компенсации (выплаты) госслужащим в 2021 году

Зарплата госслужащих в России формируется на основании ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (ст. 50, 51), а оклады устанавливаются президентским указом (от 25.07.2006 № 763 с изменениями и дополнениями).

Денежное довольствие госслужащего состоит из набора показателей, которые суммируются и выплачиваются ежемесячно. Здесь следует выделить такие позиции:

  • должностной оклад по конкретной должности;
  • оклад за присвоенный классный чин, либо ранг;
  • надбавка к должностному окладу за выслугу лет;
  • надбавка, связанная с особыми условиями гражданской службы;
  • надбавка специалистам, работающим с документами, представляющими государственную тайну;
  • премии за важные и сложные поручения;
  • ежемесячная поощрительная выплата;
  • Кроме этого, государственным служащим полагается оплачиваемый отпуск и материальная помощь на оздоровление (не менее оклада).
  • Следует учитывать, что в зависимости от региона могут устанавливаться региональные повышающие коэффициенты, благодаря которым уровень заработной платы госслужащих существенно увеличивается.
  • Средства для осуществления описанных выше выплат ежегодно закладываются в государственном бюджете при формировании фонда оплаты труда госслужащих.

  Можно Пополнить Проездной Для Пенсионеров

Помните, в отличие от обычных тружеников государственных и частных компаний, государственным служащим не позволено самостоятельно, через профсоюз, устанавливать себе денежное довольствие. Они обязаны пользоваться утвержденными президентским указом должностными сетками и положениями.

Оплата труда государственным служащим

Порядок оплаты труда лиц, который занимают должности в госорганах и бюджетных учреждениях, регламентируется ст. 50 закона №79-ФЗ от 27.07.2004 года. Согласно документу, сумма ежемесячного вознаграждения госслужащего, также называемая размером денежного содержания, состоит из постоянной и переменной составляющих.

Постоянным показателем оплаты труда госслужащего является оклад, установленный в соответствие занимаемой должностью и классным чином.

К переменным показателям размера денежного содержания госслужащего относят:

  • надбавки, выплачиваемые за выслугу лет, особые условия труда, работу с государственной тайной;
  • премии за добросовестную работу, выполнение опасных заданий, т.п.;
  • ежемесячное денежное поощрение;
  • материальная помощь.

Ниже подробно рассмотрим порядок установления, расчета и выплаты надбавок госслужащим.

Уровень средней зарплаты

Средняя зарплата чиновников зависит от нескольких ключевых факторов:

  1. Установленного по должностной сетке оклада, имеющегося класса (чина, ранга).
  2. Длительности нахождения на службе.
  3. Перечня установленных сотруднику доплат и надбавок.
  4. Региона выполнения должностных обязанностей.

Если рассматривать общий (усредненный по стране) показатель денежного довольствия чиновников, то он ненамного выше дохода доходов среднестатистических граждан. Но такой подход не раскрывает реального положения дел. Чтобы осуществить корректное сравнение доходов чиновников, обязательно следует учесть такие позиции:

  • ведомство (администрация, муниципалитет), которые сравниваются. Можно сравнивать общий доход, усредненный по ведомству, либо по конкретным должностям;
  • регион, где нужно сравнить уровень доходов;
  • наличие региональных, либо других коэффициентов;
  • уровень финансирования конкретного государственного учреждения из государственного бюджета (влияет на размер надбавок, доплат, премий, увеличивающих денежное довольствие).

Основные понятия

Госслужащий – это работник, обремененный конкретными должностными обязанностями, связанными с деятельностью для государства. Им может быть только гражданин России, имеющий паспорт РФ. Служащему назначаются зарплата из государственного бюджета страны и различные льготы согласно его уровню загруженности и ответственности.

Виды деятельности в госслужбах подразделяются таким образом:

  • гражданская служба, где у чиновников зарплата и льготы прямо зависят от уровня квалификации, от уровня занимаемой должности и от продолжительности стажа. Они выплачиваются на основании заключенного контракта из федерального или местного бюджета;
  • военная служба, где военнослужащим выплачиваются вознаграждения из бюджета минобороны;
  • правоохранительные органы устанавливают свои ведомственные льготы и правила их обеспечения за счет средств федерального и регионального бюджета.

Есть несколько видов деятельности в госслужбах

Уровень зарплаты по регионам

Невзирая на одинаковые для всех категорий служащих оклады, уровень заработных плат таких сотрудников будет существенно отличаться по регионам. Даже если они занимают одинаковые должности и имеют одинаковые условия начисления денежного довольствия.

Все это происходит из-за введения специальных коэффициентов, увеличивающих уровень денежного довольствия в связи с необходимостью выполнять служебные обязанности в сложных, а иногда и опасных для жизни условиях. Президентским Указом предусматриваются такие виды коэффициентов:

  • районный (привязывается к уровню дохода конкретного региона);
  • при работе в безводных, пустынных местностях (по сути особые условия труда);
  • несение службы в высокогорье;
  • нахождения на Крайнем Севере, либо районах, что к ним приравнены;
  • службы в Сибири, либо на Дальнем Востоке.

Особенности начисления таких коэффициентов регулируются трудовым законодательством РФ. В любом случае, размер ежемесячно получаемого служащим денежного довольствия при равных условиях может увеличиваться с 10 до 100%. Если же регионы «накладываются» (распространяется действие коэффициентов двух типов), размер надбавки может оказаться выше.

Помните, районные и климатические коэффициенты существенно увеличивают размер денежного пособия при равных исходных условиях. Кроме этого, нахождение в таких регионах также влияет на продолжительность отпуска, стаж работы, различные виды компенсационных выплат.

Сотрудники МФЦ

Средний доход сотрудников многофункциональных центров в целом по стране находится на уровне 27 – 30 тыс. рублей. Но этот показатель разнится по регионам (вводятся региональные коэффициенты), а также исходя из занимаемой сотрудником должности.

К примеру:

  • доход юристов МФЦ может достигать до 60 тыс. рублей;
  • психологи МФЦ могут рассчитывать на доход в размере до 40 тыс. рублей;
  • работу инспекторов оценивают в размере до 50 тыс. рублей;
  • работники экономических отделов получают на уровне 40 – 60 тыс. рублей;
  • труд ведущих специалистов оценивается на уровне 25 – 40 тыс. рублей;
  • обычные операторы получают порядка 17 тыс. рублей;
  • обслуживающему персоналу платят на уровне 17 – 25 тыс. рублей.

Вся работа осуществляется с официальным трудоустройством, а также полным социальным пакетом в виде оплаты отпусков, больничных, выделения материальной помощи, доплат, надбавок. Учитывая, что работа МФЦ началась относительно недавно, его сотрудники еще не имеют выслуги, поэтому в будущем разрыв в заработных платах будет только увеличиваться.

Помните, легальное трудоустройство позволяет получить не только стабильный источник дохода и защиту от незаконного увольнения, но и планировать свою будущую жизнь на весьма продолжительный период (месяцы, а иногда и годы).

Социальные работники

Доход социальных работников всегда весьма существенно отличался от среднего уровня дохода по стране, региону, городу. На это влияют такие факторы:

  • низкие должностные оклады специалистов (порядка 9 – 11 тыс. рублей);
  • отсутствие предусмотренных других категориям государственных служащих доплат, надбавок, компенсаций;
  • «остаточный» принцип финансирования социальной сферы услуг.

Конечно, в разных регионах уровень среднего дохода сотрудников социальной сферы будет отличаться за счет наличия предусмотренных местными властями доплат, а также районных (региональных) коэффициентов.

Такой подход позволяет в среднем выплачивать, к примеру, в Москве, Санкт-Петербурге, на Крайнем Севере порядка 25 – 40 тыс. рублей.

И это при том, что в других регионах этот показатель колеблется на уровне 13 – 16 тыс. рублей.

Неравны перед бюджетом: что думают россияне о зарплатах госслужащих

Почти 80% россиян считают неоправданно высокими зарплаты государственных чиновников. Таковы итоги исследования, в котором приняли участие более пяти тысяч опрошенных их всех субъектов Российской Федерации.

На втором месте оказались топ-менеджеры — о них заявили 38% участников опроса, на третьем — риелторы — 29%.

В целом результаты последних исследований показывают, что именно зарплаты в государственной сфере жители России расценивают как самые несправедливые, причём как в меньшую, так и в большую сторону.

Зарплату юристов назвал чрезмерно завышенной почти каждый пятый участник опроса — 22%, менеджеров по продажам — 21% респондентов, IT-специалистов — 21% опрошенных.

Среди тех, кто получает несправедливо много, упомянули и врачей — правда, всего 4% участников опроса, а инженеров и преподавателей — и вовсе один процент, говорится в исследовании сервиса «Работа.

ру», которое цитирует РИА Новости.

Респондентам также было предложено назвать «справедливые» зарплаты для названных категорий. Результаты получились такими: топ-менеджеры — 103,2 тысячи рублей, риелторы — 76,6 тысячи.

Финансисты, по мнению россиян, заслуживают зарплату в размере 102,3 тысячи рублей, юристы — 95,9 тысячи, а менеджеры по продажам — 91,2 тысячи.

Самого высокого уровня заработка заслуживают, по мнению опрошенных, IT-специалисты — 108,6 тысячи рублей.

Большинство респондентов (79%) отметили, что слишком высокую зарплату в России получают чиновники. По мнению жителей России, представители этой категории должны зарабатывать около 88,9 тысячи рублей в месяц.

Читайте также:  Хотелось бы узнать какие есть льготы для КФХ молочного направления. - вопрос №16974078 от 19.02.2021

Сергей Лантюхов/NEWS.ru

Между тем не уточняется, каких именно чиновников оценивали россияне. Так, средняя зарплата госслужащих по стране на август 2020 года составляла 35 тысяч рублей (сюда входят не только администраторы-управленцы).

Правда, растёт она быстрее остальных — за год увеличилась на 9%. В Москве госслужащие получали в среднем 50 тысяч рублей, в Петербурге — 41,5 тысячи, а меньше всего в Ульяновске — 23,8 тысячи.

В целом это почти буквально соответствует тем деньгам, которые получает среднестатистический россиянин после вычета налогов.

Правда, к примеру, средняя зарплата чиновника муниципального уровня в Ямало-Ненецком автономном округе составляет 133,5 тысячи рублей. Это примерно на треть превышает среднюю зарплату сотрудников организаций в регионе — 102 тысячи рублей, но вряд ли области Крайнего Севера могут быть показателем.

А вот если посмотреть на федеральных чиновников, то картина уже несколько другая. На 2021 год, по данным Росстата, она оказалась на уровне 126,6 тысячи рублей. По сравнению с предыдущим годом их оклады выросли почти на 5%. Самые высокие зарплаты зафиксированы в аппаратах министерств — на тот момент они составляли порядка 240 тысяч рублей в месяц.

По словам специалистов Всероссийского центра уровня жизни, труд работников управленческой сферы — в первую очередь речь идёт о государственных и муниципальных управленцах — в среднем должен составлять примерно девять прожиточных минимумов, или около 80 тысяч рублей в месяц.

  Условия получения и обслуживания социальной карты Сбербанка

Интересно, что согласно предыдущему исследованию того же самого сервиса, получателями самых несправедливо низких зарплат россияне также считают тех, кто работает в государственных структурах. Это преподаватели — их назвали 64% респондентов, врачи — 58%, учёные — 36%, а также спасатели и пожарные.

По мнению опрошенных, учителя и врачи должны зарабатывать от 120 тысяч рублей в месяц, а учёные — более 130 тысяч. При этом 1% опрошенных в ходе этого исследования отметили, что считают низкими зарплаты чиновников.

Кстати, согласно опросам, лишь 9% жителей России довольны своими зарплатами. Четверть участников исследования хотела бы увеличить её более чем на 50 тысяч рублей, ещё четверть — на 20–30 тысяч, каждый пятый — на 10–20 тысяч. 7% респондентов хотели бы прибавить 10 тысяч рублей к своему заработку.

Самое интересное — в нашем канале Яндекс.Дзен

подписаться

Зп депутатов и губернаторов

Зарплата высших чиновников также регулируется упомянутыми законодательными и нормативными документами. Но здесь также присутствуют определенные особенности. Кроме изначально повышенного должностного оклада, устанавливаемого для чиновников высшего ранга, на законодательном уровне для них предусмотрены и другие преференции:

  • надбавки за особые условия службы в размере от 150 до 200% должностного оклада;
  • максимальный размер надбавки за интенсивность труда;
  • ежеквартальные поощрения, размер которых достигает нескольких окладов;
  • прочие, предусмотренные законом выплаты (в максимально допустимом размере).

Кроме того, чиновникам высшего ранга полагаются и другие социальные льготы в виде служебного жилья, выплаты подъемных, служебного транспорта (компенсации проезда в такси), бесплатное медицинское и санаторно-курортное обслуживание, льготы на оплату коммунальных услуг и другие. Таким образом, кроме прямого дохода, депутаты и губернаторы получают внушительный косвенный доход, за счет предусмотренных федеральными законами льгот.

Помните, уровень официального дохода депутатов и губернаторов сегодня не уступает доходу руководителей отдельных крупных компаний, а в некоторых случаях и выше.

Как формируется зарплата госслужащих, от чего зависит уровень доходов

Зарплата госслужащих в России формируется на основании ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (ст. 50, 51), а оклады устанавливаются президентским указом (от 25.07.2006 № 763 с изменениями и дополнениями).

Денежное довольствие госслужащего состоит из набора показателей, которые суммируются и выплачиваются ежемесячно. Здесь следует выделить такие позиции:

  • должностной оклад по конкретной должности;
  • оклад за присвоенный классный чин, либо ранг;
  • надбавка к должностному окладу за выслугу лет;
  • надбавка, связанная с особыми условиями гражданской службы;
  • надбавка специалистам, работающим с документами, представляющими государственную тайну;
  • премии за важные и сложные поручения;
  • ежемесячная поощрительная выплата;
  • Кроме этого, государственным служащим полагается оплачиваемый отпуск и материальная помощь на оздоровление (не менее оклада).
  • Следует учитывать, что в зависимости от региона могут устанавливаться региональные повышающие коэффициенты, благодаря которым уровень заработной платы госслужащих существенно увеличивается.
  • Средства для осуществления описанных выше выплат ежегодно закладываются в государственном бюджете при формировании фонда оплаты труда госслужащих.

Помните, в отличие от обычных тружеников государственных и частных компаний, государственным служащим не позволено самостоятельно, через профсоюз, устанавливать себе денежное довольствие. Они обязаны пользоваться утвержденными президентским указом должностными сетками и положениями.

Первый шаг: повышение оплаты труда

Ключевую проблему гендиректор Центра перспективных управленческих решений Мария Шклярук видит в большом числе госслужащих, которые за небольшую зарплату занимаются работой, не дающей значимого эффекта. Урезание вакансий (а сокращения затронули в основном вакантные штатные единицы) отнимает у органов власти один из немногочисленных вариантов компенсации невысокого уровня оплаты труда.

Госслужащие, занимающие должности вплоть до заместителя директора департамента министерства или федеральной службы, получают зарплаты ниже среднего уровня оплаты труда руководителей в коммерческом секторе в Москве.

Кроме того, зарплаты на госслужбе сильно зависят от стажа, но слабо связаны с результатами работы: премиальная часть составляет до 10% зарплат, ее границы не зафиксированы четко, а размер остается на усмотрение руководства ведомств, указывают эксперты.

Они предлагают довести размер премий до 30% и привязать их к достижению KPI.

Текущая система оплаты труда на госслужбе ведет к тому, что министерства и ведомства перекладывают значительную часть функций на подведомственные учреждения, считают эксперты.

«Большие ресурсы повышения привлекательности госслужбы находятся сейчас в подведомственных организациях и различного рода АНО, создаваемых как для того, чтобы обеспечить более высокую зарплату, так и для того, чтобы трудоустроить специалистов, которые не готовы проходить более сложные процедуры устройства на госслужбу, — пишет Шклярук. — В итоге мы сталкиваемся с ситуацией, когда полномочия сохраняются за людьми, получающими более низкую зарплату и имеющими более сложные условия работы (поток поручений, переработки, высокий уровень ответственности), а ресурсы сосредотачиваются за пределами госслужбы, размывая полномочия и цепочку принятия решений».

Уровень средней зарплаты

Средняя зарплата чиновников зависит от нескольких ключевых факторов:

  1. Установленного по должностной сетке оклада, имеющегося класса (чина, ранга).
  2. Длительности нахождения на службе.
  3. Перечня установленных сотруднику доплат и надбавок.
  4. Региона выполнения должностных обязанностей.

Если рассматривать общий (усредненный по стране) показатель денежного довольствия чиновников, то он ненамного выше дохода доходов среднестатистических граждан. Но такой подход не раскрывает реального положения дел. Чтобы осуществить корректное сравнение доходов чиновников, обязательно следует учесть такие позиции:

  • ведомство (администрация, муниципалитет), которые сравниваются. Можно сравнивать общий доход, усредненный по ведомству, либо по конкретным должностям;
  • регион, где нужно сравнить уровень доходов;
  • наличие региональных, либо других коэффициентов;
  • уровень финансирования конкретного государственного учреждения из государственного бюджета (влияет на размер надбавок, доплат, премий, увеличивающих денежное довольствие).

Уровень зарплаты по регионам

Невзирая на одинаковые для всех категорий служащих оклады, уровень заработных плат таких сотрудников будет существенно отличаться по регионам. Даже если они занимают одинаковые должности и имеют одинаковые условия начисления денежного довольствия.

Все это происходит из-за введения специальных коэффициентов, увеличивающих уровень денежного довольствия в связи с необходимостью выполнять служебные обязанности в сложных, а иногда и опасных для жизни условиях. Президентским Указом предусматриваются такие виды коэффициентов:

  • районный (привязывается к уровню дохода конкретного региона);
  • при работе в безводных, пустынных местностях (по сути особые условия труда);
  • несение службы в высокогорье;
  • нахождения на Крайнем Севере, либо районах, что к ним приравнены;
  • службы в Сибири, либо на Дальнем Востоке.

Особенности начисления таких коэффициентов регулируются трудовым законодательством РФ. В любом случае, размер ежемесячно получаемого служащим денежного довольствия при равных условиях может увеличиваться с 10 до 100%. Если же регионы «накладываются» (распространяется действие коэффициентов двух типов), размер надбавки может оказаться выше.

Читайте также:  Губернаторские выплаты на первого, второго, третьего ребенка в 2019 году: как получить?

Помните, районные и климатические коэффициенты существенно увеличивают размер денежного пособия при равных исходных условиях. Кроме этого, нахождение в таких регионах также влияет на продолжительность отпуска, стаж работы, различные виды компенсационных выплат.

Сотрудники МФЦ

Средний доход сотрудников многофункциональных центров в целом по стране находится на уровне 27 – 30 тыс. рублей. Но этот показатель разнится по регионам (вводятся региональные коэффициенты), а также исходя из занимаемой сотрудником должности.

К примеру:

  • доход юристов МФЦ может достигать до 60 тыс. рублей;
  • психологи МФЦ могут рассчитывать на доход в размере до 40 тыс. рублей;
  • работу инспекторов оценивают в размере до 50 тыс. рублей;
  • работники экономических отделов получают на уровне 40 – 60 тыс. рублей;
  • труд ведущих специалистов оценивается на уровне 25 – 40 тыс. рублей;
  • обычные операторы получают порядка 17 тыс. рублей;
  • обслуживающему персоналу платят на уровне 17 – 25 тыс. рублей.

Вся работа осуществляется с официальным трудоустройством, а также полным социальным пакетом в виде оплаты отпусков, больничных, выделения материальной помощи, доплат, надбавок. Учитывая, что работа МФЦ началась относительно недавно, его сотрудники еще не имеют выслуги, поэтому в будущем разрыв в заработных платах будет только увеличиваться.

Помните, легальное трудоустройство позволяет получить не только стабильный источник дохода и защиту от незаконного увольнения, но и планировать свою будущую жизнь на весьма продолжительный период (месяцы, а иногда и годы).

Социальные работники

Доход социальных работников всегда весьма существенно отличался от среднего уровня дохода по стране, региону, городу. На это влияют такие факторы:

  • низкие должностные оклады специалистов (порядка 9 – 11 тыс. рублей);
  • отсутствие предусмотренных других категориям государственных служащих доплат, надбавок, компенсаций;
  • «остаточный» принцип финансирования социальной сферы услуг.

Конечно, в разных регионах уровень среднего дохода сотрудников социальной сферы будет отличаться за счет наличия предусмотренных местными властями доплат, а также районных (региональных) коэффициентов.

Такой подход позволяет в среднем выплачивать, к примеру, в Москве, Санкт-Петербурге, на Крайнем Севере порядка 25 – 40 тыс. рублей.

И это при том, что в других регионах этот показатель колеблется на уровне 13 – 16 тыс. рублей.

  Что полагается за 3 ребенка в 2021 в красноярске

Трудовые льготы

В данной категории человеку положено достаточно много разных послаблений. Они касаются отпуска, оплаты трудовой деятельности и иных факторов.

Продолжительность отпуска

Современное законодательство установило для таких работников более продолжительный отпуск. Это правило прописано в ст. 46 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе». Вот основные правила определения продолжительности отпуска:

  1. Главный отпуск государственных служащих составляет не 28 календарных дней, но 30.
  2. Предоставление права на дополнительный отдых.

Второй вариант отпуска зависит от продолжительности стажа:

Стаж работы 1-5 лет 5-10 лет 10-15 лет От 15 лет
Количество дней отпуска 1 5 7 10

Важно! Если у сотрудника ненормированный рабочий дней, он получит еще три дня к дополнительному отпуску.

Сокращение штата

Если на государственном предприятии проводится сокращение штата, если государственная структура ликвидируется, государственный служащий имеет полное право занять соответствующую должность в иных государственных учреждениях.

Важно! Данное правило прописано в ст. 31 № 79-ФЗ.

Оплата труда

Трудовой льготой для государственных служащих является более высокая средняя з/п. Порядок оплаты труда для данной категории сотрудников регулируется ст. 50 закона № 79-ФЗ. Здесь прописано, что кроме стандартного оклада государственный служащий имеет право на начисление таких выплат:

  • Надбавка за выслугу лет. Она зависит от стажа и может составлять 10-30% от оклада;
  • Надбавка за сложные условия при осуществлении гражданской службы – около 200% от оклада;
  • Надбавка за трудовую деятельность, связанную с хранением государственной тайны;
  • Разного плана премии, которые даются за выполнение сложных и важных заданий;
  • Денежное поощрение, которое начисляется каждый месяц отдельным категориям государственных служащих. Данная выплата регулируется законом РФ от 25.07.2006 № 763;
  • Единовременная выплата, как дополнение к отпуску. Она равна двум месячным окладам.

На основании данной информации становится ясно, что категорий материального поощрения государственных служащих довольно много. Именно по этой причине их з/п намного выше среднего уровня по России.

Например, в 2021 году средняя з/п чиновников, работающих на федеральном уровне, составляла 150 тысяч рублей. В регионах подобные сотрудники зарабатывали около 69 тысяч. А средняя зарплата иных государственных служащих равна примерно 49 тысячам рублей.

Зп депутатов и губернаторов

Зарплата высших чиновников также регулируется упомянутыми законодательными и нормативными документами. Но здесь также присутствуют определенные особенности. Кроме изначально повышенного должностного оклада, устанавливаемого для чиновников высшего ранга, на законодательном уровне для них предусмотрены и другие преференции:

  • надбавки за особые условия службы в размере от 150 до 200% должностного оклада;
  • максимальный размер надбавки за интенсивность труда;
  • ежеквартальные поощрения, размер которых достигает нескольких окладов;
  • прочие, предусмотренные законом выплаты (в максимально допустимом размере).

Кроме того, чиновникам высшего ранга полагаются и другие социальные льготы в виде служебного жилья, выплаты подъемных, служебного транспорта (компенсации проезда в такси), бесплатное медицинское и санаторно-курортное обслуживание, льготы на оплату коммунальных услуг и другие. Таким образом, кроме прямого дохода, депутаты и губернаторы получают внушительный косвенный доход, за счет предусмотренных федеральными законами льгот.

Помните, уровень официального дохода депутатов и губернаторов сегодня не уступает доходу руководителей отдельных крупных компаний, а в некоторых случаях и выше.

Права и льготы сотрудника госслужбы

Для госслужащих в целях обеспечения ими своих прямых обязанностей должны быть предоставлены соответствующие организационные и технические условия. Гарантированная и своевременно оплачиваемая зарплата, которая складывается из ежемесячно начисляемого оклада, платы за чин и всех причитающихся за каждый месяц льгот, премий и субсидий.

Обратите внимание! В 2021 году на основании закона N 79-ФЗ был установлен порядок и назначены льготы для госслужащих. Оплата труда, премии и надбавки складывается из окладов – основного и за присвоенный классный чин.

Выдержка из статьи 50 ФЗ №79

  ​Штраф за парковку на месте для инвалидов в 2021 году

Перечислим льготы.

  1. Сотрудникам госслужбы и всем членам их семьи предоставляется гарантия безопасности от насильственных действий, терроризма и других неправомерных угроз.
  2. Бесплатное лечение во всех медучреждениях РФ.
  3. Законное право на назначение премий.
  4. Компенсация затрат (бензин), понесенных при использовании собственного транспорта для служебных целей.
  5. Назначение повышенной пенсии, при условии отработки десяти крайних лет в госучреждении, размер которой зависит от продолжительности стажа.
  6. Оплачиваемый отпуск увеличивается от 1 до 10 дней в расчете один день за каждый год непрерывной службы.
  7. Возможность в целях расширения и поднятия уровня своей квалификации иметь возможность бесплатного обучения на курсах, семинарах. Также возможно получение еще одного образования, если в этом есть необходимость для работы. Это будет оплачено из бюджета, при этом за сотрудником сохранится рабочее место.
  8. Возможность получения одноразовых пособий на обретение участка земли или значительного улучшения жилищных условий.
  9. Рабочий день и перерывы на отдых, а также праздничные и выходные дни определяются в соответствии с установленными нормами в общем порядке.

Статья 53 Федерального закона №79

Региональные власти имеют право предусматривать дополнительные стандартные преференции.

  1. Ежемесячная надбавка в 30% за выслугу лет, которая зависит от стажа.
  2. За труд в тяжелых условиях надбавка может достигать до 200%.
  3. За специальную работу, содержащую государственную тайну и секретность, назначаются различные доплаты.
  4. Премиальные выплаты за выполнение ответственных, важных индивидуальных или коллективных государственных задач.
  5. Все расходы на улучшение условий трудовой деятельности компенсируются при предъявлении расходных и кассовых чеков.
  6. Командировочные расходы, включая проезд, проживание и суточные оплачиваются по командировочному удостоверению с приложением отчета о расходах.
  7. Все затраты, связанные с переездом в другой назначенный государственный орган в любой субъект РФ, оплачиваются госслужащему и членам его семьи.

Госслужащим могут быть назначены дополнительные льготы

Ссылка на основную публикацию