Возмещение понесенных расходов регулируемым организациям от государствв

23 ноября 2020 в 17:36

Возмещение понесенных расходов регулируемым организациям от государствв

Участие в судебном споре требует больших затрат для обеих сторон. Чем сложнее спор, чем дольше он рассматривается, тем выше оплата юридических услуг, транспортные расходы, оплата проживания и т.п.

Конечно, участники заинтересованы в том, чтобы расходы им возместила проигравшая сторона. При их распределении возникает несколько вопросов.

Когда об этом заявить? Как подтвердить? В каких пределах суд взыщет? Каков порядок возмещения судебных расходов — давайте разбираться!

О чем поговорим в статье:

Возмещение понесенных расходов регулируемым организациям от государствв

Размер и перечень расходов, которые несут участники спора, зависит от вида, объема дела, количества инстанций.

Судебные расходы — это

  • государственной пошлины (при рассмотрении имущественных споров она может быть значительной),
  • оплаты услуг представителя,
  • выплат переводчикам, специалистам, свидетелям,
  • стоимости судебной экспертизы,
  • почтовых расходов,
  • стоимости независимой оценки,

и т.п.

Главное, чтобы расходы относились к судебному процессу по конкретному делу.

Возмещение понесенных расходов регулируемым организациям от государствв

  • Нельзя распределять расходы по спорам, связанным с установлением юридических фактов, их несут сами заявители.
  • Также не распределяются расходы, которые несут стороны при рассмотрении исков о расторжении брака при наличии несовершеннолетних детей, если оба супруга согласны.

Когда и как можно взыскать расходы со стороны спора ?

На основании процессуального законодательства сторона, выигравшая спор, вправе просить суд взыскать в ее пользу судебные издержки с проигравшей стороны. Каков порядок возмещения судебных расходов в таком случае?

Что должен сделать ваш адвокат, чтобы взыскать судебные расходы?

Подать в суд заявление об этом, а так же обосновать, насколько стоимость его услуг соответствует средним ценам, сложившимся в регионе, насколько обоснована стоимость оказанных юридических услуг. От правильного оформления документов, во многом зависит размер взыскания.

Внимание! У вас есть три месяца со дня вступления в силу последнего судебного акта, принятого по делу. Заявление направляйте в суд, рассматривающий дело по первой инстанции.

В заявлении указывается номер дела, дата последнего судебного акта, стороны, размер расходов.

Для подтверждения реальности издержек приложите подтверждающие документы: договоры, акты, платежные документы.

Мы всегда идем навстречу доверителям, и ищем варианты работы в рассрочку, взыскания судебных расходов с проигравшей стороны. Кроме того, мы ищем инвесторов в перспективные судебные споры. Узнайте уже сегодня, сколько составят расходы на суд и как их возместить.

Рассчитать стоимость

В каких пределах взыскиваются судебные издержки?

Судебные расходы распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям.

Бухгалтерский учет бюджетных субсидий

Государство стремится поддержать малое и среднее предпринимательство.

Такая поддержка наиболее часто выражается в форме предоставления субсидий – безвозмездных выплат из бюджета или спецфонда в качестве долевого финансирования затрат на бизнес.

Если условия выполнены и субсидия выделяется, нужно не только правильно ее распределить и потратить, но и адекватно отразить в учетной документации.

Поговорим о том, как проводить получаемые в рамках субсидирования средства по бухгалтерии и рассчитывать с них налоги.

Какие есть правила предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства?

Целевое назначение субсидий

Субсидия – это государственная дотация. Она призвана помочь юридическому или физическому лицу-предпринимателю решить один из финансовых вопросов:

  • покрыть часть понесенных на бизнес расходов;
  • возместить часть прошлых убытков;
  • компенсировать часть недополученной прибыли.

Держава выделяет субсидии в рамках 2 основных путей:

  1. Регулировка ценообразования – за счет этих денег власти помогают предпринимателям несколько восполнить расходы, выросшие за счет подорожания сырья, топлива, энергии и др.
  2. Социально-экономические программы – с целью способствовать экономическому росту и развитию государство дотирует производства и предприятия, значимые с социальной токи зрения.

СПРАВКА! На субсидию от государства могут рассчитывать госпредприятия, а также коммерческие и некоммерческие организации.

В зависимости от цели субсидия по-разному отражается в учетных бумагах: фиксируется в бухгалтерском учете и отражается в налоговой базе. В любом случае, они обязательны к учету, если одновременно выполняется два условия:

  • средства выделены бюджетом;
  • организация придерживается требований, выдвинутых государством для субсидирования.

Отражение в бухгалтерском учете получения коммерческой организацией субсидий на возмещение или финансирование расходов зависит от принятого в учетной политике организации способа их признания:
— по мере появления уверенности организации в получении этих средств;
— по мере фактического получения бюджетных средств.
Как отражается получение субсидий на возмещение или финансирование расходов?

Посмотреть ответ

Субсидии в Плане бухгалтерских счетов

Субсидия является государственным пособием и имеет строгое целевое назначение. Для регламентирования бухучета госдотаций существует План Бухгалтерских счетов «Учет государственной помощи» (ПБУ 13/2000). Инструкция по его применению, утвержденная приказом Минфина России от 31 октября 2000 года № 94н, предписывает использовать для проводок счет 86 «Целевое финансирование».

Какие операции с субсидиями отражаются в проводках

Бухучет субсидий предусматривает три разновидности финансовых операций:

  • поступление дотационных средств;
  • применение финансов по целевому назначению;
  • возвращение части денег, которым не удалось найти целевое применение.

Когда отражать субсидии

Порядок освещения операций в учетных документах зависит от того финансового вопроса, который решает субсидия, то есть приходят ли деньги наперед или компенсируются постфактум. Отсюда вытекают два возможных пути отражения дотационных средств.

  1. «Задолженность по субсидии». Если имеется обоюдная уверенность – в соответствии требованиям финансирования и в получении денег – субсидию можно запланировать в балансе сразу после заключения договора, проведя ее как «государственную задолженность», погашаемую по мере получения траншей. В этом случае проводки будут следующими:
    • дебет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», кредит 86 «Целевое финансирование» – отражение бюджетной дебиторской задолженности по предоставлению субсидии (на момент подписания договора);
    • дебет 51 «Расчетные счета» (10 «Материалы», 08 «Внеоборотные активы» или др.), кредит 76 – поступили денежные средства (или имущество) в счет предоставленной по договору субсидии.
  2. «Получили – отразили». Деньги или активы, поступившие в качестве субсидии, отражаются на балансе тогда, когда они фактически предоставлены предприятию. Проводка такова:
    • дебет 51 (10, 08 и др.), кредит 86 – отражение поступления финансов (или имущества, или и того, и другого) в рамках бюджетной субсидии.

Отражение субсидии на расходы прошлых периодов

Такой способ отражения субсидирования относится к первой отмеченной разновидности – погашению государственной задолженности. С ее помощью держава компенсирует целевые траты, которые уже были совершены ранее, а значит, нет сомнений в соблюдении условий субсидирования.

Согласно п. 10 ПБУ 13/2000, ее нужно отражать такой проводкой:

  • дебет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», кредит 91.1 «Прочие доходы» – отражение бюджетной задолженности по государственному дотированию;
  • дебет 51 «Расчетные счета», кредит 76 – поступили средства по субсидии в компенсацию расходов, возникших в прошлые периоды.

Отражение субсидирования капитальных расходов

Капитальными признаются расходы на приобретение, строительство, создание основных средств (внеоборотных активов). Особенность бухучета в том, что такое имущество подвержено ежемесячной амортизации, которую необходимо регулярно списывать. Если на капитальные затраты предназначается субсидия, то отражать эти средства следует в таком порядке:

  • дебет 86 «Целевое финансирование», кредит 98.2 «Доходы будущих периодов» – средства на капитальное приобретение (строительство, создание…) внеоборотного актива, полученные за счет субсидии;
  • дебет 20 «Основное производство» (23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы» и др.), кредит 02 «Амортизация основных средств» – начислена амортизация по основным активам, приобретенных в счет дотационных средств.

Если приобретенный на субсидию актив не подлежит амортизации, то это целевое финансирование следует учесть как доход будущих периодов, а потом отражать в составе «прочих доходов» по мере признания затрат.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Четкого регламента по отнесению средств по субсидии в разряд «прочих доходов» в законодательстве нет. Организация может сама закрепить его в своей документальной политике.

Как отразить субсидию на текущие расходы

Если государство предоставило средство не на приобретение актива, а на реализацию программы, то расходы будут не единовременными, а более-менее регулярными: организации нужно будет постоянно платить заработную плату, покупать сырье, расходники и т.п. Отражать эти затраты в бухучете следует в тот период, когда они признаются. Приведем пример признания бюджетных средств, затраченных на приобретение материалов:

  • дебет 10 «Материалы», кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» – приобретены материалы у поставщика;
  • дебет 86 «Целевое финансирование», кредит 98.2 «Доходы будущих периодов» – сумма субсидии, направленная на покупку материалов, признана расходом будущих периодов;
  • дебет 20 (23, 25,26 и др.), кредит 86 – списаны использованные материалы;
  • дебет 98.2, кредит 91.1 «Прочие доходы» – в момент списания материалов сумма на их приобретение учтена в составе прочих доходов.
Читайте также:  Кому в Марий Эл положены жилищные субсидии – рассказали в Минсоцразвития республики

Для выплаты вознаграждения за труд из дотационных средств проводки будут такими:

  • дебет 86 «Целевое финансирование», кредит 98.2 «Доходы будущих периодов» – к будущим расходам отнесена сумма на выплату зарплаты, предоставленная субсидией;
  • дебет 20 (23, 25, 26 и др.), кредит 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» (69 «Расчеты по соцстраху и обеспечению», 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» и др.) – начисление выплат для сотрудников;
  • дебет 98.2, кредит 91.1 – сумма из субсидии, затраченная на выплату зарплаты, учтена в составе прочих доходов.

Отражение возврата субсидий

Вернуть средства в бюджет организация обязана тогда, когда больше не сможет обеспечивать условий предоставления дотации. В бухучете это найдет свое отражение в зависимости от:

  • времени получения основного транша;
  • способа отражения этого получения.
  1. Если средства нужно вернуть в том же году, когда они были получены (финансирование на текущие расходы), то придется сторнировать проводки, имеющие отношение к субсидии, естественно, кроме той, что говорит о ее поступлении. Вернуть средства нужно с помощью проводки:
    • дебет 76, кредит 51 (08,10 и др.) – возврат средств по субсидии, полученной ранее.
  2. Если субсидия была получена в предыдущем отчетном году, возврат производится немного сложнее. Капитальные расходы, субсидию по которым надо возвратить, отражаются так:
    • дебет 86, кредит 76 – отражение задолженности, связанной с возвращением субсидии;
    • дебет 91.1, кредит 86 – восстановление начисленной амортизации (по средствам субсидии);
    • дебет 98.2, кредит 86 – восстановление полной суммы субсидии.

Если помощь давалась на текущие расходы, вернуть ее нужно таким образом:

  • дебет 86, кредит 76 – отражение задолженности по целевому финансированию;
  • дебет 91.2, кредит 86 – восстановление средств субсидии в сумме понесенных текущих расходов.

Субсидия и налоги

ВАЖНО! Рекомендации по учету субсидий в целях налога на прибыль от КонсультантПлюс доступны по ссылке

Деньги и имущество, предоставляемые государством, входят в доходы, облагаемые налогом, но не сразу по получении, а по мере того, как тратятся либо по мере начисления амортизации.

Средства по субсидии облагаются налогом на прибыль пропорционально затратам, которые были осуществлены на эти деньги, в течение не более чем двух налоговых периодов. По истечении этого времени неосвоенные средства надо признать доходом и заплатить с него полагающийся налог (на прибыль).

Для упрощенки особенность налогообложения субсидий состоит в том, что нужно тщательно учитывать, на что и когда тратятся дотационные суммы:

  • траты на приобретение или создание основных средств признаются прибылью до конца налогового периода, в котором они были поставлены на баланс (введены в эксплуатацию) – одномоментно или равными долями;
  • затраты на товары для перепродажи учитываются как база по налогу на дату реализации закупленных товаров.

Как учесть субсидии при УСН?

Для плательщиков ЕНВД

Возмещение понесенных расходов регулируемым организациям от государствв

Согласно п. 6.3 указания Банка России о ведении кассовых операций от 11.03.2014 № 3210-У авансовый отчет составляется в случае, когда сотруднику на покупку чего-либо для нужд фирмы были выданы деньги заранее под отчет.

Выдача денег должна происходить на основании расходного кассового ордера, который составляется при наличии заявления от подотчетника, одобренного руководителем или на основании распорядительного документа (приказа, распоряжения) руководителя компании (или ИП).

В заявлении (или распорядительном документе) должны быть указаны сумма и срок использования денежных средств.

Авансовый отчет, в свою очередь, подается сотрудником в бухгалтерию в течение 3 дней после крайней даты срока. Далее проводится его проверка и утверждение руководителем.

Если ваш сотрудник, получив средства в подотчет, не отчитался, то такая выплата считается его доходом. Нужно ли облагать ее НДФЛ разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе и переходите в Путеводитель по налогам.

Сколько времени нужно хранить авансовые отчеты, узнайте здесь.

Таким образом, если сотрудник сначала купил товар, а потом потребовал возмещения расходов, оформлять авансовый отчет в качестве оправдательного документа некорректно, поскольку этого сотрудника уже нельзя назвать подотчетным лицом.

Также отметим, что сотрудник может использовать личные средства для оплаты каких-либо покупок, в которых нуждается компания, а также имеет право на возмещение этих расходов, поскольку в законодательстве не имеется запретов на подобные операции. Но важно корректно оформить такие взаимоотношения документально.

Статья 16

По одному из дел судом установлено, что истец К. обратился к руководителю Туапсинского филиала N 1805 Юго-Западного банка ОАО “Сбербанк России” с письменным заявлением по вопросу проведения экспертизы сданных им в банк 14 февраля 2011 г.

денежных знаков США. Из копии представленного в суд кассового чека, а также распечатки с интернет-сайта “Почта России: отслеживание почтовых отправлений” следует, что обращение К. было направлено им в адрес банка 13 сентября 2013 г.

и получено адресатом 16 сентября 2013 г.

Рекомендуем прочесть: Добровольная сертификация товара

Как оформить возмещение расходов сотруднику и избежать налоговых рисков

В организации должно иметься общее распоряжение о возможности совершения таких покупок сотрудниками. Это может быть приказ, в котором указаны лица или должности, которые могут совершать покупки от лица организации.

Или можно включить такой пункт в учетную политику, кадровую политику или политику обращения денежных средств. В этих же внутренних актах можно описать и правила документооборота для ситуации, являющейся темой статьи. Эти правила организация устанавливает самостоятельно.

Ниже мы дадим некоторые рекомендации, которые могут помочь при выборе оформления операции возмещения расходов сотруднику без подотчета.

Поскольку при покупке товара за собственные средства для рабочих целей сотрудник, можно сказать, выступает от имени организации, то в соответствии с п. 1 ст. 183 ГК РФ необходимо составить документы, которыми будет закреплено, что организация одобрила такую сделку. Такими документами могут быть:

  1. Заявление работника о возмещении расходов, одобренное руководителем.
  2. Отчет об израсходованных средствах с прикрепленными к нему документами на покупку и оплату (товарный чек, накладная, счет-фактура и т. д.).
  3. Приказ от имени руководителя о возмещении расходов сотрудника.

Шаблоны этих документов организация должна разработать собственными силами (п. 4 ст. 9 закона №402-ФЗ).

Также хорошим способом избежать придирок налоговиков в части входящего НДС, признания расходов по налогу на прибыль может быть дополнительное оформление доверенностей ряду сотрудников на внезапные покупки от имени организации. Для дорогостоящих покупок стоит позаботиться о том, чтобы продавец на основании доверенности выписал первичные документы на имя организации, а не сотрудника.

О содержании и структуре доверенности по ф. М-2 узнайте здесь.

Однако чаще всего спонтанные покупки для рабочих нужд сотрудники делают на небольшие суммы. Это могут быть канцтовары, какие-то расходные материалы для бытовых нужд, оплата мелких хозяйственных услуг.

Поэтому налоговые риски в этих случаях чаще всего несущественны.

Чтобы не провоцировать вопросы налоговых органов, стоит избегать подобных ситуаций и заботиться о выдаче денежных средств сотрудникам под отчет заранее.

Кс разъяснил механизм взыскания судебных расходов с госорганов

15 июля Конституционный Суд вынес Постановление № 37-П, в котором признал неконституционными нормы, исключающие возможность исполнения судебного решения о возмещении судебных расходов с органа государственной власти, у которого отсутствует лицевой счет в органах Федерального казначейства, и постановил внести в действующее правовое регулирование соответствующие изменения.

История спора

Юрий Рейнхиммель обратился в дежурную часть МО МВД «Коммунарский», где задал вопросы относительно проверки его заявления о преступлении. В случае вынесения постановления об отказе в возбуждении уголовного дела он просил предоставить возможность ознакомиться с материалами проверки по электронной почте.

Поскольку о результатах рассмотрения обращения ему не было сообщено и он так и не получил мотивированный ответ по существу, Юрий Рейнхиммель обратился с административным исковым заявлением в суд, в котором просил признать незаконным бездействие МО МВД «Коммунарский», связанное с нерассмотрением его обращения.

Читайте также:  Платят ли алименты родители лишенные родительских прав в 2019 году?

20 апреля 2017 г. решением Пресненского районного суда г. Москвы по делу № 2а-166/17 административный иск Юрия Рейнхиммеля был удовлетворен. Также дополнительным решением суда от 1 августа 2017 г. в его пользу с административного ответчика взысканы расходы по оплате услуг представителя в сумме 15 тыс. руб.

На основании данного решения был выдан исполнительный лист, который вместе с надлежащим пакетом документов был направлен заявителем в Управление Федерального казначейства по г. Москве.

Однако исполнительный лист был возвращен отправителю по причине того, что в органах Федерального казначейства отсутствуют лицевые счета МО МВД России «Коммунарский» г. Москвы.

6 октября 2017 г.

Федеральное казначейство сообщило Юрию Рейнхиммелю о возможности как привлечения к субсидиарной ответственности главного распорядителя средств федерального бюджета (МВД России) на основании неисполненного исполнительного документа, так и изменения способа и порядка исполнения судебного решения путем возложения соответствующей обязанности на получателя бюджетных средств (УВД по ТиНАО ГУ МВД России по г. Москве).

Суды отказали в изменении способа исполнения решения

В марте 2019 г. Юрий Рейнхиммель обратился в суд с заявлением об изменении способа исполнения дополнительного судебного решения и просил возложить реализацию данного решения на УВД по ТиНАО ГУ МВД России по г. Москве. Определением Пресненского районного суда г. Москвы от 16 апреля 2019 г.

в удовлетворении заявления было отказано, поскольку суд не выявил достаточных обстоятельств, затрудняющих исполнение решения. Апелляционным определением Московского городского суда от 8 августа 2019 г. решение первой инстанции оставлено в силе. Апелляция указала, что административным истцом фактически ставится вопрос о замене ответчика, т.е.

об изменении решения суда, что на стадии исполнения решения не предусмотрено законом.

Второй кассационный суд общей юрисдикции оставил кассационную жалобу заявителя без удовлетворения. Определением судьи Верховного Суда РФ отказано в передаче кассационной жалобы заявителя для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по административным делам ВС.

Впоследствии в связи с отказом судов Юрий Рейнхиммель обратился с новым иском к МВД России, Министерству финансов Российской Федерации, ГУ МВД России по г. Москве, УВД по ТиНАО ГУ МВД России по г.

Москве о взыскании солидарно судебных расходов в субсидиарном порядке на основании п. 10 ст. 242.3 Бюджетного кодекса РФ. Решением мирового судьи судебного участка № 100 района Якиманка г. Москвы от 14 июля 2020 г. в удовлетворении его требований было отказано.

Судья отметил, что нет оснований для наступления как субсидиарной ответственности, так и солидарной ответственности.

Он также сообщил, что истец вправе обжаловать решение суда первой инстанции либо обратиться в этот суд с заявлением о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам. В свою очередь суды вышестоящих инстанций посчитали законным и обоснованным такое решение.

КС проанализировал механизм исполнения судебных решений по искам к публичным образованиям

В жалобе в КС Юрий Рейнхиммель указал, что он исчерпал все ординарные внутригосударственные способы защиты права на исполнение судебного акта о взыскании судебных расходов. По мнению заявителя, подп. 1 п. 3 ст. 158 и п. 10 ст. 242.

3 БК РФ, а также ч. 1 ст.

358 КАС РФ не соответствуют Конституции, поскольку в системе действующего правового регулирования они не позволяют получить судебную защиту и предсказуемый правовой результат, соответствующий стандартам правовой определенности.

Заказчик возмещает расходы исполнителя. Учет и налогообложение

Организация по договору оказания услуг пригласила опытного специалиста по рекламе для разработки и проведения рекламной кампании. Помимо вознаграждения за услуги мы оплачиваем проезд и проживание специалиста.
Как учесть эти затраты? ООО применяет общую систему налогообложения.

Согласно ст. 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

Заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг (ст. 781 ГК РФ).

При этом общие положения о подряде (ст. 702729) и положения о бытовом подряде (ст. 730739применяются к договору возмездного оказания услуг, если это не противоречит ст. 779782 ГК РФ, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг (ст. 783 ГК РФ).

Так, в соответствии со ст. 709 ГК РФ в договоре подряда указываются цена подлежащей выполнению работы или способы ее определения.

  • Цена в договоре подряда включает компенсацию издержек подрядчика и причитающееся ему вознаграждение.
  • Цена работы может быть определена путем составления сметы.
  • Цена работы (смета) может быть приблизительной или твердой.
  • При отсутствии других указаний в договоре подряда цена работы считается твердой.
  • Если договором оказания услуг установлено, что заказчик обязан компенсировать исполнителю затраты на расходы подрядчика и данные затраты будут включены в цену договора оказания услуг, то это означает, что в стоимость работ включены суммы компенсации.
  • Отдельно отражать их в учете и для целей налогообложения не нужно.
  • Если суммы возмещаемых заказчиком расходов исполнителя отражены в договоре отдельно и не включены в стоимость услуг, то нужно учитывать следующее.

В Информационном письме от 14.03.2006 г. № 106 Президиум ВАС РФ разъяснил, что компенсация издержек лиц, возмездно оказывающих услуги, направлена на погашение расходов, произведенных исполнителями в интересах заказчика услуг, и, следовательно, не может рассматриваться в качестве оплаты самих услуг.

Согласно ПБУ 10/99 «Расходы организации»

Особенности взыскания фактически понесенных расходов по ГК РФ

Далеко не всегда заключение договора возмездного оказания услуг означает его последующее исполнение. Тем более – в сегодняшних условиях повсеместного введения различных ограничительных мер, связанных с пандемией коронавируса.

Требования законодательства

Правовое регулирование одностороннего отказа от исполнения взятых на себя обязательств осуществляется статьей 782 части второй ГК РФ. Ее положения допускают такую возможность как со стороны заказчика, так и исполнителя. Но в обоих случаях односторонний отказ сопровождается необходимостью нести определенные затраты.

Применительно к заказчику речь идет о компенсации исполнителю фактически понесенных расходов, на что прямо указывает статья ГК РФ. При обратной ситуации уже исполнитель возмещает заказчику убытки. Важно отметить, что каких-либо дополнительных пояснений положения Гражданского кодекса не содержат, следствием чего становится возможность неоднозначной трактовки требований законодательства.

Судебная практика по статье 782 ГК РФ

Первым делом следует разобраться, что понимается под термином «фактически понесенные расходы» в трактовке судов применительно к действующему ГК РФ. Это тем более важно, если учесть, что конкретного определения ни в Кодексе, ни в других законодательных актах попросту нет.

Исходя из сложившейся судебной практики, к фактически понесенным следует отнести расходы, связанные с непосредственным исполнением обязательств договора возмездного предоставления услуг, заключенного сторонами. На основании такой трактовки можно сделать несколько выводов:

  • действие положений статьи 782 не распространяется на ситуации, когда услуги по договору уже оказаны;
  • к фактически понесенным не относятся внутренние расходы исполнителя, например, зарплата или аренда помещений. Исключение составляют случаи, когда сотрудники нанимаются, а помещения арендуются специально для выполнения конкретного договора, что подтверждается документами;
  • величина расходов также должна быть обоснована документально, для чего предоставляются акты или отчеты о произведенных работах, договоры с третьими лицами и т.д.

Приведенные выше трактовки наглядно демонстрируют один очевидный факт: на практике исполнителю далеко не просто добиться компенсации фактически израсходованных средств при одностороннем отказе заказчика от договора предоставления услуг. Поэтому до обращения в суд с подобным исковым заявлением имеет смысл предварительно проконсультироваться с грамотным юристом, имеющим опыт ведения подобных дел.

В качестве характерного примера можно привести компанию Dignus, более 15 лет успешно работающую на рынке юридических услуг. Профессиональная консультация специалиста позволит получить объективное представление о перспективах дела, что позволит принять взвешенное решение о целесообразности судебного разбирательства.

Если положительный вердикт судьи окажется вполне вероятным, правильнее всего заключить договор на представление интересов исполнителя в суде. Такой подход к решению стоящих перед клиентом задач следует признать наиболее грамотными.

Он обеспечивает надежную защиту его прав с задействованием всех предусмотренных законодательством механизмов и позволяет рассчитывать на эффективное взыскание расходов, которые были фактически понесены в рамках исполнения обязательств по договору.

Читайте также:  Пенсионный фонд РФ отказал в назначении досрочной пенсии что делать?

Реализация концессионных проектов несет определенные риски для инвесторов

При реализации любого концессионного проекта инвестор не застрахован от возможного расторжения соглашения. В этом случае важным становится вопрос, как вернуть уже потраченное.

Руководитель практики недвижимости и ГЧП компании «Дювернуа Лигал» Ольга Батура рассказала о том, как складывается судебная практика возврата инвестиций при расторжении концессий, приведя в пример ряд показательных кейсов. 

Реализация концессионных проектов несет определенные риски для инвесторов, решившихся осуществлять инвестиции в объекты публичной собственности на долгосрочной основе. Один из ключевых вопросов – это гарантия возврата вложенных средств, в том числе в случае досрочного расторжения концессионного соглашения по тем или иным основаниям.

При этом на практике концессионер зачастую начинает нести расходы еще задолго до заключения соглашения.

В частности, при подготовке частной концессионной инициативы средства идут на изучение возможности реализации проекта, проведение предварительных инженерных изысканий, получение предварительных технических условий, наем консультантов с целью определения оптимальной организационно-правовой и финансовой модели реализации проекта, подготовку необходимых документов, получение независимых гарантий и иных способов обеспечения исполнения обязательств концессионера в будущем. 

В период реализации проекта концессионер также может нести расходы на привлечение заемного финансирования, страхование объекта от риска случайного повреждения или гибели имущества, на аренду и прочие затраты, включая содержание персонала и эксплуатацию объекта. 

Федеральный закон «О концессионных соглашениях» (115-ФЗ) позволяет концеденту принимать на себя часть расходов на создание и (или) реконструкцию объекта, эксплуатацию и предоставлять концессионеру государственные или муниципальные гарантии в соответствии с бюджетным законодательством РФ. Вместе с тем, как показывает складывающаяся судебная практика, далеко не все из указанных расходов могут быть взысканы концессионером в случае прекращения действия соглашения. 

Во многом такая ситуация обусловлена положением пункта 5 статьи 15 Закона о концессионных соглашениях, согласно которому при досрочном расторжении соглашения концессионер вправе потребовать от концедента возмещения расходов на создание и (или) реконструкцию объекта, за исключением понесенных публичной стороной расходов. 

Если же осуществление концессионером деятельности, реализация производимых товаров, выполнение работ или оказание услуг осуществляются по регулируемым ценам (с учетом установленных надбавок), то возмещение расходов осуществляется в соответствии с законодательством РФ в сфере регулирования цен (тарифов) и не возмещенных ему на момент расторжения соглашения. Порядок и срок возмещения определяются в соответствии с условиями концессионного соглашения. Как можно заметить, указанная норма не предполагает компенсацию концессионеру расходов на использование (эксплуатацию) объекта концессионного соглашения, а также иных расходов, например, на погашение привлеченного заемного финансирования.

Почему суды отказывают в компенсациях

При этом складывающуюся судебная практика придает норме императивный характер. Так, в постановлении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.08.

2014 № 15АП-5897/2014 по делу №А32-41317/2013 отмечено, что независимо от оснований досрочного расторжения концессионного соглашения в силу пункта 5 статьи 15 №115-ФЗ концессионер вправе потребовать от концедента возмещения расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, за исключением понесенных концедентом расходов.

Приведенной нормой правовые последствия досрочного расторжения концессионного соглашения не ставятся в зависимость от стадии исполнения сторонами принятых на себя обязательств. Поскольку норма пункта 5 статьи 15 Федерального закона от 21.07.

2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» императивна, то не имеет юридического значения и то обстоятельство, что концессионное соглашение расторгнуто без определения сторонами имущественных последствий. Вместе с тем, такой императивный характер нормы предполагает все же возможность установления последствий расторжения соглашения в самом соглашении.

Однако суды рассматривают компенсации концессионеру в случае досрочного расторжения концессионного соглашения как возмещаемые убытки или неосновательное обогащение.

Соответствующая логика была применена в недавнем решении суда Поволжского округа от 19.12.2019 №Ф06-56014/2019 по делу №А49-2795/2019, где суд отметил, что стороны не вправе требовать возвращения того, что было исполнено ими по обязательству до момента изменения или расторжения договора, если иное не установлено законом или соглашением сторон.

В случаях, когда до расторжения или изменения договора одна из сторон, получив от другой стороны исполнение обязательства по договору, не исполнила свое обязательство либо предоставила другой стороне неравноценное исполнение, то к отношениям сторон применяются правила об обязательствах вследствие неосновательного обогащения, если иное не предусмотрено законом или договором.

Если основанием для изменения или расторжения договора послужило существенное нарушение договора одной из сторон, другая вправе требовать возмещения убытков, которые понесла из-за этого. Суд указал, что в данном случае спорные правоотношения прямо урегулированы как законодательством о концессиях, так и соглашением сторон.

Гарантия прав концессионера

С точки зрения гарантий прав концессионера по возврату инвестиций интересным является Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.03.

2020 №13АП-3034/2020 по делу № А21-1398/2019, в рамках которого концессионеру было отказано в компенсации ему убытков и упущенной выгоды в связи с досрочным расторжением концессионного соглашения по следующим основаниям: именно действия общества послужили основанием для расторжения соглашения; в соглашении отсутствовала проектная документация и затраты концессионера на реконструкцию (строительство) объектов были не определены; расходы, связанные с оказанием услуг концессионером по тарифам, отсутствуют, т.к. концессионер не проводил никакой деятельности.

Суд пришел к соответствующим выводом, невзирая на обстоятельства внесения изменения в технические условия, подготовленные третьей организацией, а также то, что основанием для выдачи отрицательного заключения на проектную документацию явилось несоответствие точки врезки техническим условиям, разработанным этой же организацией.

Пределы компенсации

Другой интересный кейс, на который следует обратить внимание, — дело № А31-6610/2016, в рамках которого судами сделана попытка установить пределы компенсаций концессионеру в случае досрочного расторжения соглашения.

В частности, судами отмечено, что размер возмещения не должен явно выходить за разумные пределы стоимости аналогичных услуг, а размер подлежащих возмещению убытков должен быть установлен с разумной степенью достоверности.

 

Кроме того, не могут быть возмещены концессионеру затраты, которые относятся к исключительной компетенции концедента, и не могли быть выполнены концессионером (подбор земельного участка, принятие решения о проведении конкурса на право заключения концессионного соглашения, подготовка и согласование, публикация конкурсной документации, внесение в нее изменений, вскрытие конверта с заявкой на участие в конкурсе и др.).

В рамках указанного дела судами также отказано концессионеру в компенсации заемных средств, поскольку полученный заем не является целевым, а доказательства погашения займа и уплаты процентов за пользование займом отсутствуют, то не имеется оснований для возмещения убытков в числе расходов на создание объекта концессионного соглашения.

Отметим, что помимо указанных расходов концессионер пытался взыскать расходы по аренде муниципального имущества, по оплате труда работников концессионера.

Отклоняя исковые требования в части взыскания расходов по оплате труда работников концессионера, суд указал, что концессионер не обосновал, что общество было создано исключительно с целью создания объекта концессионного соглашения, в связи с чем заработная плата его персонала не может быть отнесена на расходы по концессионному соглашению. Из этого можно сделать обратный вывод: заработная плата концессионера, являющегося вновь созданным юридическим лицом для целей осуществления деятельности в рамках концессии теоретически может быть отнесена на расходы по соглашению, которые подлежат компенсации, в том числе в случае досрочного расторжения соглашения по решению суда.

Компенсация по банкротству

Самостоятельную группу составляют дела, связанные с компенсацией понесенных расходов концессионеру в тех случаях, когда концессионное соглашение расторгается по причине прекращения деятельности из-за банкротства.

Практически во всех аналогичных делах суды занимают одинаковую правовую позицию: концессионеру, как правило, отказывается в возмещении понесенных им затрат.

В основном указанные кейсы касаются объектов коммунальной инфраструктуры и предполагают условия концессионного соглашения, ограничивающие права сторон на возмещение расходов [1].

Таким образом, гарантии компенсации затрат концессионера в случае досрочного расторжения соглашения во многом обусловлены степенью проработанности проекта концессионного соглашения, нежели предполагаемым императивным характером нормы пункта 5 статьи 5 Закона о концессионных соглашениях. Следует понимать, что отсутствие соответствующих положений в концессионном соглашении может существенно повлиять на возможность концессионеру возместить понесенные затраты, будь то капитальные затраты, или расходы на эксплуатацию концессионного соглашения. 

Ссылка на основную публикацию