СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА БЕЖЕНЦЕВ И ВЫНУЖДЕННЫХ ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ (В КОНТЕКСТЕ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ НА ДОНБАССЕ)

В условиях политической, экономической нестабильности и эскалации военных конфликтов в мире многие граждане оказываются в чужом государстве, убегая от преследований и опасностей на родной земле. Российская Федерация традиционно поддерживает иностранцев в трудной ситуации.

На государственном уровне организована социальная защита беженцев и вынужденных переселенцев. На какую помощь и поддержку можно рассчитывать, рассказывает данный материал.СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА БЕЖЕНЦЕВ И ВЫНУЖДЕННЫХ ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ (В КОНТЕКСТЕ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ НА ДОНБАССЕ)

Беженцы: понимание термина

В широком понимании беженцы (от слова «бежать») – это лица, вынужденные покинуть обжитое место в силу определенных обстоятельств. Конкретное определение термина дается в Конвенции о статусе беженцев, принятой Конференцией полномочных представителей ООН в Женеве 28 июля 1951 года.

Под под термином «беженец» подразумевается лицо, которое выезжает из своей страны и не желает туда возвращаться, опасаясь преследований по признакам:

  • расы;
  • религии;
  • гражданства;
  • отношения к социальной группе;
  • ориентации;
  • политических убеждений.

Часто причиной вынужденной миграции становятся природные катаклизмы или военные конфликты. Так, с востока соседней Украины за время военных действий (с 2014 по 2017 годы) в Россию приехали 427,2 тыс. человек. Это статистика ООН по состоянию на август 2017 г. Еще 9,6 тыс. отправились в Германию, 9,3 тыс. – в Италию. Для убежища выбирали также Польшу, Швецию, Францию.

Как получить статус

Социальную помощь беженцы получают только лишь в том случае, если они доказали свой статус и получили соответствующее удостоверение.

Правовой статус вынужденных «беглецов» в Российской Федерации определяется:

  • Федеральным законом «О беженцах» (№ 4528-1 от 19 февраля 1993 года);
  • Женевской конвенцией, принятой 28 июля 1951 года;
  • Нью-Йоркским протоколом, подписанным 31 января 1967 года.

В этих нормативных актах прописаны права и обязанности беженцев, а также регулируются взаимоотношения с принимающим государством. Основная идея всех нормативных документов: нельзя высылать и принудительно возвращать «беглецов» обратно на родину.

  • Алгоритм получения статуса беженца включает несколько этапов, в ходе прохождения которых рассматривается конкретная ситуация и по ней принимается решение.
  • Удостоверение выдается на 3 года, после его можно продлить еще на 1 год.
  • СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА БЕЖЕНЦЕВ И ВЫНУЖДЕННЫХ ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ (В КОНТЕКСТЕ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ НА ДОНБАССЕ)

На какую помощь могут рассчитывать беженцы

Тщательный подход в вопросах присвоения статуса объясняется тем, что данная категория лиц получает значительные права и свободы на территории РФ. Предусмотренные отечественным законодательством меры социальной поддержки беженцев и вынужденных переселенцев в России включают:

  • временное проживание на первых этапах в специальном лагере, где их обеспечивают питанием и средствами первой необходимости;
  • денежные выплаты (единовременные и суточные);
  • бесплатный доступ к медицинскому обслуживанию;
  • юридические консультации и психологическая помощь;
  • льготные условия для трудоустройства (по сравнению с другими иностранцами) – не нужен патент;
  • возможность детям беспрепятственно посещать детские сады и школы.

Материальная поддержка: какие выплаты положены

Претендовать на денежные выплаты беженцы могут уже на этапе рассмотрения заявления по присвоению статуса. Сразу после подачи ходатайства семье выплачивается пособие в размере 100 рублей в день на одного человека. Если в составе семейства есть несовершеннолетние или нетрудоспособные (инвалиды, пенсионеры) лица, то размер суточной выплаты увеличивается до 150 рублей.

Кроме того, беженцы на территории РФ могут претендовать на такие виды денежных пособий:

  • единовременная выплата после получения статуса – 1 минимальная зарплата (может отличаться в разных регионах);
  • при поселении в сельской местности – 1 минимальная зарплата (для конкретного субъекта РФ);
  • при постановке на учет в службе занятости – 800 рублей в сутки на человека (250 рублей – на руки, остальное – на компенсацию проживания).

Жилищный вопрос

Российское государство помогает вынужденным переселенцам и беженцам решать один из самых насущных вопросов – жилищный. С момента прибытия они поселяются в специальных временных лагерях. Здесь организована медицинская помощь, их обеспечивают питанием и предоставляют личные средства первой необходимости.

https://www.youtube.com/watch?v=V5MKalC8434

В Российской Федерации создан специальный Фонд жилья, на балансе которого находятся квартиры, дома, общежития. Из этого фонда выделяются впоследствии площади для расселения иностранцев и членов их семей, которым присвоен статус беженца. Естественно, при этом данные лица не должны иметь недвижимого имущества в России.

Чтобы получить жилищную площадь из данного фонда, необходимо обратиться с соответствующим заявлением в территориальное подразделение ГУВМ МВД РФ: именно эти органы занимаются всеми вопросами, связанными с беженцами. «Социальная» квартира выделяется в порядке очереди, причем она может находиться в другом городе и даже регионе в зависимости от наличия жилья.

Но все это – прописанные в нормативных документах правила. На самом же деле жилья для всех нуждающихся очень часто не хватает.

Иногда навстречу иностранным гражданам идут и местные жители, предлагая им приют в своих домах.

СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА БЕЖЕНЦЕВ И ВЫНУЖДЕННЫХ ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ (В КОНТЕКСТЕ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ НА ДОНБАССЕ)

Российские юристы – в помощь вынужденным переселенцам

Национальные особенности технологии социальной работы с беженцами и мигрантами и вынужденными переселенцами заключаются в поддержке и сопровождении на каждом этапе.

Получение статуса, подтверждение прав на него, оформление легального пребывания на территории РФ – эти и многие другие вопросы подразумевают множество законодательных нюансов. Чтобы решить проблемы, связанные с юридическими аспектами пребывания в России, уже в пунктах временного пребывания беженцам организуется правовая помощь.

Не остаются в стороне и частные организации. Например, компания «Юридическое бюро» оказывала бесплатные юридические консультации, а позже открыла специальную горячую телефонную линию и создала соответствующий раздел на сайте.

Медицина – беженцам

Лица, получившие статус беженца в России, в вопросах медицинского обслуживания наделяются теми же правами, что и россияне. Можно беспрепятственно обращаться в государственные лечебные заведения, чтобы установить диагноз и получить рекомендации относительно лечения.

Реализуется также и социальная поддержка детей беженцев в этом направлении.

Психологическая помощь: специальные центры реабилитации

Значительные усилия прилагаются и в плане психологической помощи. Деятельность созданных центров реабилитации направлена на минимизацию негативных последствий от пережитых на родине событий, а также на адаптацию на новом месте в непривычных условиях.

Консультации специалистов направлены на преодоление таких психологических состояний:

  • страхи и тревоги (за жизнь свою и близких);
  • чувство неопределенности и неуверенности в будущем;
  • ощущение «непрошенного гостя» на новом месте;
  • нарушение сна и постоянная тревожность;
  • повышенная возбудимость.

Психологами проводится работа и со взрослыми людьми, и с детьми – как с особо уязвимой в этом плане категорией населения.

Проезд и провоз багажа – дополнительные льготы

Предусмотренное законом социальное обеспечение вынужденных переселенцев и беженцев в РФ включает также льготные условия проезда и провоза багажа.

Воспользоваться такой привилегией можно лишь единожды – при переезде из пунктов временного пребывания (лагерей) до места проживания на территории РФ.

Для этого необходимо обратиться с письменным заявлением в территориальное подразделение ГУВМ МВД РФ.

  1. Миграционными органами представляются специальные проездные документы, денежная компенсация за самостоятельно купленные билеты не предусмотрена.
  2. СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА БЕЖЕНЦЕВ И ВЫНУЖДЕННЫХ ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ (В КОНТЕКСТЕ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ НА ДОНБАССЕ)
  3. Воспользоваться льготой могут лица (и члены их семей), которые:
  • уже получили статус беженца;
  • подали заявление на рассмотрение вопроса присвоения статуса и имеют на руках соответствующую справку.

Причины отказа в социальной защите

Описанные ранее льготы положены по закону всем иностранным гражданам (или лицам без гражданства), которым присвоен статус беженца (или заявление находится в стадии рассмотрения).

Однако государственные органы могут отказать в предоставлении социальной помощи в таких случаях:

  • отсутствие оснований для признания беженцем;
  • против мигранта возбуждено уголовное дело;
  • у иностранца есть гражданство еще одного государства и возможность воспользоваться его защитой;
  • прибытие не из той страны, где существовала угроза его жизни и здоровью;
  • незаконное пересечение государственной границы России;
  • предоставление неполной или неправдивой информации;
  • брак с россиянином (в таком случае можно оформить РВП);
  • уже есть разрешение на временное проживание;
  • лицо уже находится под защитой ООН.

Возможности трудоустройства для беженцев

Российская сторона заинтересована в скорейшей адаптации беженцев и вынужденных переселенцев на своей территории. Одним из главных критериев для этого является наличие источников к существованию, а именно – постоянной работы.

Посодействовать в трудоустройстве данной категории лиц могут:

  • местные биржи труда;
  • органы социальной защиты;
  • общественные организации;
  • сами работодатели.

Как показывает практика, сразу надеяться на высокую оплату труда и идеальные условия беженцам не стоит. Чаще всего они задействованы в сфере обслуживания, на низкоквалифицированной и малооплачиваемой работе. Однако специалисты высокой квалификации находят себе места по специальности, поэтому опыт, багаж знаний и умений необходимо демонстрировать и подтверждать с первых дней.

Читайте также:  Пенсии работающим пенсионерам в 2021 году: последние новости из Госдумы, индексация с 1 августа

https://www.youtube.com/watch?v=UZzMOIHn6U8

Если статус по каким-либо причинам не присвоен, человек должен трудоустраиваться на общих основаниях, а именно получать патент.

Сопереживание и эмпатия – эти основные принципы лежат в основе решения проблем беженцев и вынужденных переселенцев во всем мире, и Российская Федерация не является исключением.

Беженцы и вынужденные переселенцы: Видео

Беженцы и переселенцы — определения статусов

На сегодня беженцы и переселенцы стали обыденным явлением для Российской Федерации. Это обусловлено тем, что граждане соседних государств, в силу вязких обстоятельств, вынуждены перебраться на территорию РФ. Сегодня на территории РФ насчитывается приблизительно 550 тысяч лиц, которые относятся к той или иной категории.

Основные положения законодательства

Оба этих понятия нашли свое отражение в законодательстве РФ.

Беженец – это лицо, которое покинуло собственное государство в силу веских обстоятельств, и не имеет гражданства РФ. Основными причинами, по которым беженцы покидают свои страны, являются опасения для собственной жизни из-за политических взглядов, расы, локальных военных конфликтов, религиозного вероисповедания и т.д.

Вынужденный переселенец –  житель РФ, который вынужден был покинуть собственное место жительства в связи с различными угрозами для жизни.

Основными выводами вынужденного переселения может выступать угроза жизни по этническому и расовому признаку, религиозным убеждениям, стихийным бедствиям, военным конфликтам, политическим взглядам, которые стали причиной проведения деструктивных компаний, по отношению к данному лицу.

Человек оформить статус переселенца может только при предоставлении соответствующего ходатайства в специальную организацию. Таким же образом он может получить статус беженца. При этом после рассмотрения данного ходатайства нуждающемуся лицу будет зарегистрировано и выдано соответствующие свидетельство.

Но также после того как, лицо получило статус переселенца его не имеют права принудительно отправить в место проживания, которое оно принудительно покинуло из-за обоснованных опасений. Помимо этого, такого человека не могут переселить в другой населенный пункт, без получения его согласия.

Что касается человека, который оформил документы, как беженец, то он имеет полное право беспрепятственно погадать или въезжать на территорию РФ на основании свидетельства подтверждающего его статус.

Статус беженцев и вынужденных переселенцев наделяет лиц и их членов семь широкими правами. К таким правам относится:

  • Предоставление переводчика.
  • Выдача гуманитарной помощи.
  • Право на бесплатное медицинское обслуживание.
  • Право перевоза собственного багажа к месту пребывания.

Однако лица, имеющие такие статусы в обязательном порядке должны соблюдать действующие законы, пройти медицинское обследование и прочие предусмотренные требования.

Этапы получения статуса «беженец»

Прежде всего, лицу нужно подать специальное ходатайство. После проведения рассмотрения, все необходимые бумаги направляются в территориальное отделение для рассмотрения МС и выдачи свидетельства.

Получить статус беженца можно только после того, как лицо передаст в соответствующие органы на хранение свой паспорт, другого рода документы, которые подтверждают его личность на время рассмотрения заявления. Свидетельство выступает в роли бумаги, подтверждающей личность того лица, которое обратилось за признанием статуса.

Однако стоит обязательно учитывать, что в некоторых случаях миграционные органы могут отказать в рассмотрении заявления по существу. Как правило, отказ выноситься в следующих случаях:

  • Если имеет место возбуждение уголовного дела.
  • Если у заявителя есть гражданство третьего государства, на территории которого оно может перебывать и пользоваться его зашитой.
  • Если лицо приехало из третьего государства.
  • Если человек отказывает от сообщения данных о себе и особенностях своего попадания на территорию РФ.
  • Если человек состоит в браке с гражданином РФ.
  • Если есть разрешение на постоянное проживание.

Те лица, ходатайства которых находятся в стадии рассмотрения, а также члены их семьи могут воспользоваться следующими правами:

  • Прибегнуть к помощи переводчика.
  • Получить помощь в провозе багажа.
  • Получить денежное пособие в размере более 100 рублей на члена семьи.
  • Направиться в центр временного пребывания.
  • Получить продукты питания.
  • Получить медицинскую помощь.
  • Подать заявление об отзыве ходатайства.

Получить статус беженца не сложно, но нужно обязательно учитывать, что статус беженца действителен только в течение 3 лет.

Стоит отметить, что при осуществлении прав на трудовую деятельность беженцы полностью уравнены в свое положении с гражданами РФ.

Особенности признания вынужденным переселенцем

В законодательных актах прописаны основания, по которым лицо может быть отнесено к этой категории. Лицо может получить такой статус если:

  • Пришлось уехать из своей страны и приехать на территорию РФ.
  • Оно было вынуждено выехать за пределы одного субъекта РФ и обосноваться в другом.

Отвечая на вопрос, кто такие вынужденные переселенцы, стоит отметить, что в их роли могут выступать и граждане бывшего СССР. Но это положение касается только тех людей, которым помешали устроиться объективные обстоятельства.

Стоит отметить, что определенные группы людей не могут претендовать на получение такого статуса. Переселенцами не признают лица:

  • Виновные в совершении тяжелых преступлений согласно законодательству РФ.
  • Оставившие место постоянного проживания из-за экономических проблем или чрезвычайной ситуации (события техногенного характера и природные бури, разыгравшиеся во всю мочь).

Решение о принятие заявление к рассмотрению выносится территориальным подразделением МС. Среди специфических прав этой категории людей можно выделить:

  • Право на самостоятельный выбор региона.
  • Право получить направление на проживание в специальном центре.

Среди обязанностей выделяют:

  • Соблюдение законов.
  • Соблюдение порядка.
  • Прохождение ежегодных процедур переучета.

Согласно действующему законодательству такой статус может быть получен на 5 лет.

Почему могут отказать в присвоении статуса и как продлить действие документов?

СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА БЕЖЕНЦЕВ И ВЫНУЖДЕННЫХ ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ (В КОНТЕКСТЕ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ НА ДОНБАССЕ)

Стоит отметить, что далеко не во всех случаях специалисты миграционной службы могут вынести положительное решение по вашему ходатайству.

Наиболее распространенные основания отказа:

  • Сообщение ложных сведений о себе.
  • Не обращение в соответствующие органы с просьбой о присвоении статуса в предусмотренный законом срок.
  • Если лицо оставило место постоянного проживания из-за экономических проблем или чрезвычайной ситуации.

Соответствующее решение о лишении статуса в случае подачи фальшивых бумаг принимается территориальным подразделением ФМС.

Согласно действующего законодательства, если у беженца есть объективные причины, которые препятствуют ему в обустройстве на новом месте он может продлить действие своего статуса путем подачи заявления в ФМС.  При принятии положительного решения срок действия продлевается на 12 месяцев.

Для того чтобы продлить срок действия в ФМС, кроме заявления, нужно подать:

  • Удостоверение беженца.
  • Копию паспорта.
  • Справку об отсутствии недвижимости в собственности.
  • Договор найма жилья.
  • Другие документы, которые подтверждают наличие препятствующих обстоятельств.

Обязательно нужно учитывать, что бумаги должны быть поданы не позднее дня истечения срока. Но в отдельных случаях миграционные органы могут отказать в продлении статуса, как правило, это происходит:

  • При отсутствии объективных препятствующих обстоятельств.
  • При пропуске срока подачи бумаг без уважительных причин.

При уважительном пропуске срока лицо может направить в МС ходатайство о его восстановлении с обязательным указанием того по какой причине был пропущен срок. Кроме того, к ходатайству должны быть прикреплены реальные справки или выписки подтверждающие слова заявителя.

Оформить статус беженца или переселенца несложно, однако, для этого нужно знать все законодательные особенности и быть готовым к продолжительному рассмотрению заявления федеральными органами.

Как правило, для того чтобы собрать все необходимые документы и подать их в соответствующие органы проходит примерно месяц.

После получения статуса лицо имеет право законно находиться на территории РФ и пользоваться теми же правами что и граждане, за исключением определенных категорий.

Сохранить

Сохранить

Социальная защита беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации

Селезнева Светлана ВалерьевнаМуромский институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

Selezneva Svetlana ValerievnaMurom Institute (branch) of Federal state budgetary educational institution of higher professional education «Vladimir state University named after Alexander G. and Nicholas G. Stretovych»

Библиографическая ссылка на статью:
Селезнева С.В. Социальная защита беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2015/03/9773 (дата обращения: 27.07.2021).

Человек, который прибыл в другую страну и обратился к органам власти с просьбой о том, чтобы ему предоставили убежище, – это лицо, которое ищет убежище. Но получить разрешение на въезд в страну, где можно обратиться с просьбой о предоставлении убежища, непросто.

В последнее время во многих государствах миграция ассоциируется с признаками отсталости, поэтому отношение к мигрантам становится все более отрицательным. Пограничники постоянно ищут любые зацепки, чтобы человек не попал на территорию страны.

Как правило, мигрантам отказывают во въезде из-за отсутствия паспортов и правильно оформленных документов, удостоверяющих личность.

Читайте также:  Подъемное пособие военнослужащим при переводе к новому месту службы в 2019 году

В большинстве государств действуют законы, которые устанавливают определенные рамки времени, в течение которых лица ищут убежища после их прибытия в чужую страну.

Прибывший в течение указанного периода должен обратиться в соответствующий орган и подать ходатайство о том, что его признали беженцем, иначе он может быть депортирован обратно как иностранец, который незаконно находится на территории страны.

Органы государственной власти прибегают к процедурам определения статуса беженца, чтобы считать лицо, ищущее убежища, таковым.

В XXI веке беженцы и вынужденные переселенцы не перестают быть проблемой.

Это зачастую происходит из-за того, что во многих странах происходят либо вооруженные конфликты, либо критические социальные ситуации, либо дискриминация по разным (в том числе национальным) признакам.

Для решения такого рода проблемы действует такая международная организация как Управление Верховного комиссариата Организации Объединенных Наций по делам беженцев.

В 1951г. Организацией Объединенных Наций была принята Конвенция о статусе беженцев, а в 1992 году к ней присоединилась и Российская Федерация.

В России статус беженцев определяется Федеральным законом от 19.02.993 года № 4528-1 «О беженцах».

В соответствии с этим законом беженец – это не являющееся гражданином России лицо, которое находится вне своей страны, не хочет туда возвращаться из-за опасений стать жертвой преследований (по признаку расы, национальности, вероисповедания, гражданства, политических убеждений либо принадлежности к определенной социальной группе).

В соответствии с законодательством граждане, которые получили статус вынужденных переселенцев, должны быть размещены в специальном Центре для их размещения. Директор осуществляет непосредственное руководство Центром.

  • Центр – это государственное специальное учреждение Федеральной миграционной службы, предназначенное для временного проживания лиц, которые получили свидетельство о регистрации по ходатайству о признании их вынужденными переселенцами. Основными задачами данного центра являются:
  • — обеспечить право на временное проживание размещенных в нем лиц;
  • — организовать содействие размещенным в нем лицам в их социальной адаптации и социализации;
  • В соответствии с этими задачами центр:
  • — выполняет прием, а также предоставляет места для временного проживания лицам, размещенным в нем;
  • — организует бытовое обслуживание и питание лиц, размещенных в нем;
  • — обеспечивает проведение медицинского осмотра и оказание первой медицинской помощи лицам, размещенным в нем;
  • — представляет документы, которые необходимые для регистрации размещенных лиц по месту их пребывания, в органы регистрационного учета;
  • — организует проведение социально-психологических, а также юридических консультаций для размещенных в нем лиц, их языковую и профессиональную переподготовку;
  • — содействует размещенным в нем лицам в решении вопроса об обеспечении их детей местами в школах и других общеобразовательных учреждениях;
  • — обеспечивает на территории центра охрану общественного порядка;
  • — содействует размещенным в нем лицам в получении информации о возможности трудоустройства в местах, рекомендуемых для постоянного жительства.
  • В данном Центре имеется оборудование, которое отвечает требованиям техники безопасности и санитарно-гигиеническим требованиям; оборудование обеспечивается в соответствии с установленными нормативами помещения.

Размещенным лицам в центре предоставляют трехразовое питание. Питание предоставляется по талонам, как на платной, так и на бесплатной основе.

Бесплатное питание предоставляется только тем лицам, которые не имеют дохода либо заработка. Все нормы и положения расходов на бесплатное питание устанавливаются в соответствии с Федеральной миграционной службой России по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.

Территориальный орган Федеральной миграционной службы принимает решения о частичном либо полном освобождении от платы за питание в данном центре малообеспеченных размещенных лиц. Лица, которые временно покидают центр, в период своего отсутствия не обеспечиваются питанием. Приготавливать пищу можно и индивидуально, но допускается в специально отведенных и оборудованных для этого местах.

Все эти условия предоставляются в течение тридцати дней с момента признания его вынужденным переселенцем.

Законодательство России также предусматривает создание фондов помощи вынужденным переселенцам и беженцам, они являются некоммерческими организациями. Все они создаются в соответствии с федеральными законами, законами субъектов России, на федеральном и региональном уровнях и преследуют только благотворительные, социальные и другие общественно полезные цели.

Таким образом, проблема беженцев и вынужденных переселенцев в России не остается без должного внимания. Ее решение в плане социальной защиты объектов проблемы направлено на процветание страны через помощь людям.

Библиографический список

Соглашение стран СНГ от 24.09.1993
"О помощи беженцам и вынужденным переселенцам"

СОГЛАШЕНИЕ

от 24 сентября 1993 года

О ПОМОЩИ БЕЖЕНЦАМ И ВЫНУЖДЕННЫМ ПЕРЕСЕЛЕНЦАМ

Государства — участники настоящего Соглашения, далее — Стороны, основываясь на общепризнанных принципах международного права и гуманизма, подтверждая свои обязательства по международным соглашениям, направленным на защиту прав человека, принимая во внимание критическую ситуацию, сложившуюся в связи с ростом числа переселенцев и беженцев на территории бывшего Союза ССР, сознавая свою ответственность за судьбы испытывающих тяготы и лишения людей, признавая необходимость оказания помощи беженцам и вынужденным переселенцам, согласились о нижеследующем.

Статья 1

Для целей настоящего Соглашения беженцем признается лицо, которое, не являясь гражданином Стороны, предоставившей убежище, было вынуждено покинуть место своего постоянного жительства на территории другой Стороны вследствие совершенного в отношении него или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, политических убеждений, а также принадлежности к определенной социальной группе в связи с вооруженными и межнациональными конфликтами.

Беженцем не может признаваться лицо, совершившее преступление против мира, человечности или другое умышленное уголовное преступление.

Статья 2

Для целей настоящего Соглашения вынужденным переселенцем признается лицо, которое, являясь гражданином Стороны, предоставившей убежище, было вынуждено покинуть место своего постоянного жительства на территории другой Стороны вследствие совершенного в отношении него или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, политических убеждений, а также принадлежности к определенной социальной группе в связи с вооруженными и межнациональными конфликтами.

Статья 3

Статус беженца и вынужденного переселенца определяется в соответствии с настоящим Соглашением, общепризнанными нормами международного права и законодательством Стороны, предоставившей убежище, и подтверждается выдачей соответствующего документа.

Статья 4

  • Государство выезда при содействии заинтересованных Сторон:
  • осуществляет эвакуацию населения из зон вооруженных и межнациональных конфликтов, предоставляя возможность для его беспрепятственного добровольного выезда на территорию одной из Сторон по основаниям, предусмотренным статьей 1 и статьей 2 настоящего Соглашения;
  • обеспечивает личную и имущественную безопасность эвакуирующихся, добиваясь прекращения огня, соблюдения охраны общественного порядка во время эвакуации;
  • вопросы финансового, материально-технического, продовольственного, медицинского и транспортного обеспечения эвакуирующихся решаются между заинтересованными Сторонами.

Статья 5

  1. Сторона, предоставившая убежище, берет на себя обязательства:
  2. обеспечивать для беженцев и вынужденных переселенцев в местах их временного размещения необходимые социально-бытовые условия;
  3. оказывать беженцам и вынужденным переселенцам содействие в трудоустройстве в соответствии с принятым в каждой из Сторон законодательством о занятости населения.

Статья 6

Стороны берут на себя обязательства:

содействовать беженцам и вынужденным переселенцам в истребовании и выдаче документов, необходимых для решения вопросов, связанных с гражданством;

содействовать беженцам и вынужденным переселенцам в получении по месту прежнего жительства свидетельств о браке, рождении, трудовых книжек и других документов, необходимых для решения вопросов пенсионного обеспечения, подтверждения трудового стажа, выезда за границу и т.д.;

оказывать содействие в получении сведений о родственниках, проживающих на территории государства, покинутого беженцем или вынужденным переселенцем, а также о его оставленном там имуществе.

Статья 7

Государство выезда возмещает беженцам и вынужденным переселенцам стоимость оставленного или утраченного ими на его территории жилья и другого имущества, компенсирует ущерб здоровью и потерю заработка. Размеры материальной компенсации определяются по расценкам государства выезда.

Порядок учета принадлежащего беженцам и вынужденным переселенцам утраченного движимого и недвижимого имущества, оценки материального ущерба и выплаты компенсации определяется совместно заинтересованными Сторонами.

Читайте также:  Нужно ли менять банковскую карту при смене фамилии в 2019 году? перевыпуск карты

Статья 8

Стороны создадут Межгосударственный фонд помощи беженцам и вынужденным переселенцам.

Условия, порядок формирования и использования средств фонда будут определены Положением, которое станет неотъемлемой частью настоящего Соглашения.

Статья 9

Консультативный Совет по труду, миграции и социальной защите населения государств — участников Содружества Независимых Государств будет оказывать практическое содействие в реализации достигнутых в рамках настоящего Соглашения договоренностей.

Статья 10

Каждый беженец или вынужденный переселенец имеет право свободного обращения в суды на территории Сторон.

Статья 11

Стороны примут меры по обеспечению своего участия в международных договорах по проблемам беженцев и вынужденных переселенцев.

Стороны приведут национальное законодательство в соответствие с международными правовыми нормами в этой области.

Статья 12

Настоящее Соглашение подлежит ратификации.

Соглашение вступает в силу после сдачи на хранение депозитарию третьей ратификационной грамоты. Для Сторон, ратифицировавших его позднее, оно вступает в силу в день сдачи ими на хранение своих ратификационных грамот.

Статья 13

Любая из Сторон может денонсировать настоящее Соглашение посредством письменного уведомления, направленного депозитарию. Соглашение прекращает действие для этой Стороны через 6 месяцев со дня получения депозитарием такого уведомления.

Статья 14

Настоящее Соглашение с согласия всех Сторон открыто для присоединения к нему других государств, разделяющих его цели и принципы, путем передачи депозитарию документов о таком присоединении. Присоединение считается вступившим в силу со дня получения депозитарием последнего сообщения о согласии на такое присоединение.

Совершено в городе Москве в одном подлинном экземпляре на русском языке. Подлинный экземпляр хранится в Архиве Правительства Республики Беларусь, которое направит государствам, подписавшим настоящее Соглашение, его заверенную копию.

Соглашение подписано главами государств Азербайджана, Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана.

Соглашение ратифицировано Федеральным законом от 22.11.94 N 40-ФЗ.

Социальные гарантии беженцам и вынужденным переселенцам в 2021 году

По определению Женевской конвенции «беженец» – человек, покинувший страну проживания из-за опасения стать жертвой по культурным, расовым, религиозным или политическим взглядам. За последние пять лет Россия приняла немало беженцев от конфликтов на Украине и Ближнем Востоке. Тысячи обескровленных людей получили убежище и помощь.

Порядок присвоения статуса беженца регламентируется федеральным законом №4528-1, который устанавливает гарантии социальной защиты и представление интересов вынужденного переселенца. Помимо закона, Российская Федерация ратифицировала конвенцию «О статусе беженцев» ООН от 1951 года, которая также является частью правовой системы страны.

Получить консультации по пособиям, гражданству, статусу беженца и другим вопросам можно в любом региональном отделении УВМ МВД.

Права и обязанности беженцев

Восьмая статья федерального закона «О беженцах» гарантирует вынужденным переселенцам в Россию ряд неотъемлемых прав:

  • право на переводчика в процессе оформления документов и первоначальных процедур переселения;
  • право на питание, проживание, коммунальные и медицинские услуги;
  • право на трудоустройство и получение образования;
  • право получить разрешение на временное проживание в России с дальнейшим оформлением полноценного гражданства в стандартном порядке;
  • право на репатриацию в родную страну.

Требования для беженцев схожи с обязанностями мигрантов, получивших РНП:

  • соблюдать закон страны;
  • выполнять правила проживания в предоставленном жилье;
  • вовремя проводить учет и переучет в органах мигрантской службы;
  • обязательно уведомлять ГУВМ о смене анкетных данных и месте проживания.

статью ⇒ Помощь беженцам в России.

Оформление статуса

Процедура получения статуса беженца описана в третьей статье федерального закона. Соискателю следует обратиться в диппредставительство, консульство РФ, ГУВМ (в случае нахождения на территории России) или органы пограничного контроля.

Ходатайство подается только в письменной форме, образец установлен приложением 1 приказа МВД №838. В форме должны находиться анкетные данные соискателя, информация о прибывших с ним лицах и просьбу о признании беженцем. Такое заявление должно быть заполнено каждым дееспособным членом семьи на русском языке.

Принятие и рассмотрение ходатайства проходит в два этапа. На первом сотрудник УВМ проводит поверхностную проверку данных и их предварительное рассмотрение.

По регламенту, этот этап длится пять дней. Далее принимается окончательно решение по присвоению иностранцу статуса беженца.

Полный срок рассмотрения ходатайства занимает от двух (на территории РФ) до трех месяцев (за ее пределами).

Распространенные ошибки

Ошибка №1. Не путайте удостоверение беженца и временное убежище.

Убежище может быть предоставлено на год, оформляется без серьезных оснований, получившим убежище не достанется жилье, они имеют меньше прав соцобеспечения.

Если первое ближе к временному гражданству с оказанием помощи, то второе — всего лишь гуманитарный статус, который просто получить, но он мало что дает.

Ошибка №2. «Утеря» документов для предоставления заведомо неверных данных. Да, в этом случае вы скорее всего получите промежуточное удостоверение — 5 дней недостаточно для всесторонней проверки. Но если обман выйдет наружу, ваши шансы получить статус беженца упадут до нуля.

Пособия и помощь

После оформления беженец может претендовать на оказание ежедневной помощи. В России сумма помощи составит около 800 рублей. Само собой, сумма не будет выдаваться на руки: она расходуется на питание, проживание, предоставление помощи от специалистов.

После получения полного статуса местные органы самоуправления предоставляют беженцу жилье из временного или резервного фонда.

Иностранец имеет право пользоваться этим жильем до момента найма/приобретения другой квартиры или дома.

Шестая статья ФЗ №4528-1 предоставляет вынужденному переселенцу бесплатный проезд и провоз багажа к месту пребывания. Право получает не только беженец, но и члены его семьи.

Важно! До 25 мая 2017 года действовало постановление правительства №484. Пункт четвертый этого постановления ранее регламентировал выдачу льготных кредитов и заметные преференции для беженцев. На 2021 год большая часть постановления утеряла силу.

Единовременное пособие

Выдача единовременного пособия также регламентируется постановлением № 484. Для его выплаты необходимо подать заявление в местное УВМ, подав заявление по стандартной форме и удостоверение личности. Для малообеспеченных семей придется предоставить дополнительные документы, подтверждающие факт низких доходов.

УВМ решает вопрос в течение одного рабочего дня, выдав подавшему заявление справку на получение пособия или проинформировав об отказе. Справка заверяется подписью и печатью руководителя отдела миграционной службы, действительна в течении двух дней со дня выдачи.

К сожалению, закон 1998 года выпуска безнадежно устарел, а выплаты, не привязанные к МРОТ делают это пособие практически бессмысленным. Обычный беженец получит 100 рублей за себя и еще по 100 за каждого несовершеннолетнего члена семьи. Для малоимущих сумма составит 150 рублей.

Документы для получения помощи

Чтобы получить пособие и помощь от государства, необходимо предоставить документы:

  • удостоверение личности (РВП, ВНЖ, заграничный или национальный паспорт);
  • удостоверение беженца, выданное после получения соответствующего статуса;
  • подтверждение малообеспеченности — удостоверение инвалида или пенсионера, свидетельства рождения детей.

Соискатель вправе предоставить любые документы, обосновывающие его позицию. Учтите, что все предоставленные документы подшиваются к личному делу.

Отсутствие удостоверения личности не является критичной проблемой, ведущей к автоматическому отказу. При нехватке любых документов беженец должен объяснить причину их отсутствия. В таком случае необходимая информация будет получена со слов иностранца.

статью ⇒ «Административно-правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев».

Необходимые процедуры

Согласно неоднократно упомянутому в статье федеральному закону 4528-1, статья 3, соискатель статуса беженца в день подачи заявления обязан пройти дактилоскопическую экспертизу и сделать фотографию.

Процедуру проводит сотрудник УВМ, результаты подшиваются в личное дело иностранца. Шестая статья закона указывает на необходимость пройти медосмотр и получить сертификат, подтверждающий отсутствие ВИЧ.

По административному регламенту, иностранец должен ответить на вопросы опросного листа или заполнить анкету. В первом случае данные заполняются уполномоченным сотрудником на русском языке, если необходимо — используются услуги переводчика. После опроса проводится собеседование, в котором миграционная служба решает вопросы, оставшиеся неотвеченными в опросном листе.

Прекращение оказания помощи

Оказание помощи приостанавливается в одном из пяти случаев.

  1. Лишение статуса беженца по любым причинам.
  2. Предоставление ложной информации при регистрации или взаимодействии с миграционными органами.
  3. Выезд за пределы Российской Федерации.
  4. Оформление РНП или ВНЖ.
  5. Совершение преступления или неоднократных административных правонарушений.

Также помощь урезают для официально трудоустроенных беженцев.

Оцените качество статьи. Мы хотим стать лучше для вас:

Ссылка на основную публикацию