229-ФЗ: обзор закона, важные моменты и изменения

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону 8 (804) 333-70-30 (Бесплатная горячая линия).

Это быстро и бесплатно!

Исполнительное производство (далее – ИП) – это способ практического исполнения решений, принятых судами или другими уполномоченными органами.

Такие решения касаются конфликтных ситуаций имущественного характера между физическими и юридическими лицами. А действия, направленные на реализацию законных претензий, носят характер принудительный.

Правовое обеспечение этого процесса регламентировано ФЗ «Об исполнительном производстве».

Суть ФЗ 229 «Об исполнительном производстве»

Федеральный закон «Об исполнительном производстве», действующая редакция которого дополнена положениями   ФЗ-116 2020 года, содержит предписания для всех участников ИП.  Структура документа представлена 130 статьями, которые объединены в 19 глав.

Часть 1 229 ФЗ определяет задачи ИП, как исчерпывающее и правовое исполнение мероприятий по защите законных интересов и конституционных свобод граждан России, различных организаций, обеспечение реализации международных договоров РФ, восстановление нарушенных прав. Принципы, на которых строится исполнительное производство, конституционны.

Основные положения закона

Понимание механизмов работы ФЗ-229 необходимо начинать с уяснения основных положений этого нормативно-правового акта.

Что такое исполнительское производство

Трактовка термина ИП прямо указывает на принудительное, непосредственное исполнение определенных судом или иными правовыми актами предписаний и требований в определенный законом срок. К производству подлежат:

  • определения судебных актов;
  • решения должностных лиц или уполномоченных органов;
  • требования иных документов, подпадающих под юрисдикцию этого закона.

ИП оканчивается либо при полном фактическом удовлетворении взыскателя. Это может произойти и по истечении отведенного срока (60 суток) либо из-за фактической невозможности взыскания:

  • смерть должника при отсутствии наследников;
  • полное отсутствие имущества на которое может быть наложено взыскание;
  • безвестное отсутствие должника (до момента его обнаружения либо выявления принадлежащих ему средств).

ИП может быть приостановлено с последующим возобновлением при выявлении уточняющих обстоятельств, влияющих на принятие решения.

Формой исполнительного производства может быть воздержание от каких-либо действий, если такое бездействие осуществляется с целью удовлетворения притязаний лица, интересы которого защищаются в конкретном случае.

Основные сведения о прекращении исполнительного производства

Механизм и участники ИП

Субъектами ИП выступают связанные между собой должник, на которого направлено взыскание, и взыскатель: прежде всего, документом, подлежащим исполнению. Это исполнительный лист: он и есть объект ИП.

Этот документ вступает в законную силу исключительно после решения суда.

В тех случаях, когда должник без какого-либо принуждения самостоятельно погасил свои обязательства в отношении взыскателя, производство не возбуждается.

Что делать с исполнительным листом

На территории Российской Федерации принудительное исполнение в рамках ФЗ-229 реализуют судебные приставы. Они являются государственными служащими –  должностными лицами ФССП, а круг их полномочий определен ФЗ-118 «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» (в редакции 2019 года).

К объектам исполнения относят то, на что направлено правовприменение. Первая большая группа – это судебные акты. Она включает постановления судов общей юрисдикции арбитражных судов. Под термином «судебные акты» закон подразумевает все виды приказов, определений, решений, определенных ч. 1 ст. 15 АПК, ч. 1 ст. 16 КАС, ч. 1 ст. 13 ГПК России.

229-ФЗ: обзор закона, важные моменты и изменения

К исполнению в принудительном порядке относят документы, по которым предусмотрено изъятие у должника и передача заинтересованным лицам (гражданам, бюджетам или организациям) какого-либо имущества или денег.

Акты третейских судов исполняются лишь том случае, если в порядке ст. 240 АПК и ст. 427 ГПК вынесено определение о выдаче исполнительного листа. К актам иных уполномоченных органов и должностных лиц относят, к примеру, решения ГИБДД, налоговой службы, нотариальные свидетельства.

В соответствии со ст. 48 ФЗ-229 участниками ИП выступают взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель, и лица, привлеченные к исполнению: переводчики, эксперты, понятые.

В течение какого времени возбуждается исполнительное производство

Повестки, вызовы, извещения

Порядок информирования должника определен в ст. 24 ФЗ-229. Статья содержит указания на способы уведомления о возбуждении ИП, о месте и способе проведения действий. Могут быть использованы телефонограммы, повестки с требованием явиться к судебному приставу, смс-информирование, заказные письма и прочие способы.

Если ИП требует немедленных действий, например, блокировки и ареста денежных счетов, то должник не уведомляется о таких решениях.

Часть 3 ст. 24 указывает на то, что уведомления направляются по адресам, указанным в исполнительном документе. Это может быть место проживания, учебы или работы, личный кабинет на портале Госуслуг РФ (при наличии такового).

Лица, участвующие в ИП, могут указывать удобную для них форму оповещения и адреса по которым приставы проводят информирование.

Пришло письмо от судебных приставов, что судебное взыскание по кредиту отменено, может ли пристав впоследствии опять возобновить производство? Проверьте на сайте ФССП, по какой причине окончено или прекращено исполнительное производство. Если вы этот долг не погашали, то скорее всего это будет статья ст. 46 ч. 1 п. 3. — возвращение исполнительного документа взыскателю. Если взыскатель вернет лист обратно судебному приставу, то производство восстановится. Может ли банк сам предъявить исполнительный лист в бухгалтерию организации, где я работаю? Взыскатель вправе предъявить исполнительный лист судебному приставу, в банк, где открыты счета должника или в бухгалтерию работодателя, если должник физическое лицо. По исполнительному листу удержали 50% от зарплаты, но о том, что банк подал в суд я не знал. Что можно в такой ситуации предпринять?
Если сумма долга, не превышает 500 тыс. рублей, то скорее всего судом был вынесен судебный приказ. Необходимо обратиться в суд за отменой судебного приказа и получить соответствующее определение, которое будет основанием для прекращения ИП. Но после отмены судебного приказа банк вправе обратиться в суд для взыскания долга. Ваше право присутствовать на этом процессе и заявить о снижении неустойки.

Меры принудительного исполнения

Мерам, направленным на принуждение должника к исполнению законных требований пристава-исполнителя, в ФЗ-229 посвящена гл. 7. Все действия, которые уполномоченное лицо ФССП проводит с целью получения с должника имущественного (в т. ч. денежного) или неимущественного удовлетворения, перечислены в ст. 68 ФЗ-229.

Понятие меры выступают общим по отношению к понятию «действие». Исполнительные действия вытекают из той меры, которая подлежит исполнению (перечислены в ч. 3 ст. 68 в ст. ФЗ-229).

К ним относятся:

  • взыскания, обращенные на имущество либо финансы должника;
  • принудительное выселение или вселение в жилые помещения;
  • принудительное выселение из нежилых помещений;
  • выдворение за пределы Российской Федерации, арест имущества и счетов в КФУ.

Этот список не является исчерпывающим. Положения статьи позволяют применять иные меры, не вступающие в противоречие с конституционными правами.

Любые ограничения, накладываемые на должника с целью понуждения его к возврату средств и исполнению постановлений суда, судебный пристав соотносит с положениями ч. 3 ст. 55 Конституции.

Ограничения могут накладываться лишь в той мере, которая не нарушает базовые принципы государственного строя и не противоречит положениям Основного закона страны.

229-ФЗ: обзор закона, важные моменты и изменения

Практика взысканий выделила косвенные меры принуждения. Они не направлены непосредственно на исполнение акта, а воздействуют на личность должника и служат для побуждения к самостоятельному исполнению судебного акта. К таким мерам относят временный запрет на выезд за пределы страны, лишение права управлять автотранспортным средством, заниматься врачебной или педагогической практикой.

Еще одной косвенной мерой принуждения выступает арест в порядке ч. 1 ст. 20.25, ч. 5 ст. 32.2 КоАП на срок до 15 суток либо штраф не менее 1000 рублей, либо выполнение до 50 часов общественных работ.

Понятие мер принудительного исполнения в исполнительном производстве

Как происходит взыскание на зарплату и другие доходы

Ст. 98 ФЗ-229 определяет три случая, которые позволяют обратить взыскание на деньги (получаемые в качестве оплаты труда или являющиеся иными доходами: пенсией, социальными пособиями, гонорарами, премиями, дивидендами и т. д):

  1. В исполнительном документе прямо указано на то, что взыскание направлено на периодические платежи, получаемые должником.
  2. Если требуется взыскать сумму, не превышающую 10 тыс. рублей.
  3. У должника нет средств или имущества, позволяющего погасить долг в полном объеме.

Имеет ли право судебный пристав арестовывать зарплатную карту

Закон определяет, что удерживаться может не более 50% от заработной платы (с учетом обязательного вычета НДФЛ). Если взыскание накладывается с целью выплат алиментов, то суммы исчисляются в такой пропорции:

  • на 1 ребенка – 25%;
  • на двоих – 33,3%;
  • на троих – 50% от заработка должника.

На практике случаются случаи, когда происходит удержание по двум исполнительным листам одновременно.

Такие удержания входят в мероприятия ИП. Пристав указывает срок для добровольного выполнения требований должника, не превышающий 5 суток с момента вручения уведомления.

Работодатель или иные лица, выплачивающие ответчику зарплату или какие-либо иные представляющие доход платежи, с момента получения исполнительного листа обязаны перечислять указанные в нем суммы в пользу взыскателя. Закон отводит на выполнение таких действий три дня с момента регулярной выплаты (например, получения должником причитающейся ему заработной платы).

Работодатель перечисляет такие средства либо до момента полного погашения задолженности, либо до момента прекращения трудового соглашения. Но если взыскание накладывается на выплаты по месту учебы или жительства, то уполномоченное лицо удерживает и перечисляет причитающиеся суммы до момента фактического погашения долга или смены места учебы (места жительства) должника.

В момент прекращения удержаний такое лицо обязано вернуть исполнительный лист в ФССП с пометками:

  • о причинах прекращения удержаний;
  • удержанных суммах с пометками, куда были средства перечислены.
Читайте также:  Выходное пособие при увольнении по инвалидности 1, 2, 3 группы в 2019 году: как рассчитать?

Указывают и остаток задолженности.

Горячая линия для консультаций граждан: 8-804-333-70-30

Взыскание и реализация имущества должника

Федеральный закон «Об исполнительном производстве» в ч. 1 ст. 68 учитывает принудительные меры по изъятию имущества, принадлежащего должнику, и продажу арестованного — с целью погашения долга или выплаты иных сумм, причитающихся взыскателю.

Статья 446 ГПК РФ содержит перечень имущества, на которое не может быть обращено взыскание. В практике такие случаи употребляют под термином «иммунитет на взыскание»

Первым этапом такого взыскания выступает арест. Суть этого понятия раскрыта ст. 51 ФЗ-229. Приоритетом к изъятию выступают денежные средства, кроме случаев, когда исполнительный документ прямо указывает на имущество. Согласно ст. 69 закона такое имущество может не только реализовываться с целью получения прибыли, но и просто передаваться взыскателю в собственность.

Во исполнение ст. 87 ФЗ-229 и п. 1. «Положения №432-2208 о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом» продажа арестованного имущества осуществляете именно этим органом. Излишки средств, оставшиеся после реализации, возвращаются в собственность должника.

Как оценивают имущество должников судебные приставы исполнители

Исполнение неимущественных требований

Под неимущественными требованиями закон подразумевает позиции, перечисленные в ст. 106-109 ФЗ-229. Например, восстановление на прежнем месте работы или определение порядка общения с ребенком после развода родителей.

При реализации неимущественных требований допустим арест имущества, но не как способ получения средств для погашения взыскания, а как мера понуждения должника к самостоятельным действиям по воздержанию от определенных действий.

Обжалование постановлений о взыскании

Порядок обжалования действий судебных приставов-исполнителей определен в гл. 18 ФЗ-229. Закон для ее подачи определяет десятидневный срок с момента вынесения исполнительного постановления, выявления факта противоправного или спорного действия (бездействия) или немотивированного отказа в отводе.

Жалобы подаются согласно территориальности ФССП и в порядке подчиненности. Физическое или юридическое лицо, подавшее жалобу, имеет право отозвать ее в трехдневный срок с момента подачи, не дожидаясь принятия решения по существу вопроса.

Поданная жалоба рассматривается в десятидневный срок, а при необходимости изучения дополнительных материалов или судебного разбирательства срок ее рассмотрения увеличивается. Для получения и рассмотрения дополнительных документов по сути жалобы закон отводит не более 10 дней.

Нюансы обращения взыскания в отношении организаций-должников

В течение 3 суток с момента поступления к нему исполнительного документа судебный пристав обязан принять решение об отказе либо о возбуждении ИП. К этому сроку ФССП добавляет еще 5 дней на добровольное погашение взыскания.

Здесь подразумеваются рабочие дни.

Если в течение этого времени юридическое лицо, выступающее должником, не исполняет требования по взысканию, в отношении такой организации применяют дополнительные санкции в виде требований по уплате исполнительно сбора.

  • 229-ФЗ: обзор закона, важные моменты и изменения
  • Размер сбора составляет 7% от суммы взыскания.
  • Для использования в ИП судебный пристав-исполнитель имеет право направить официальные запросы о состоянии счетов должника и оценочной стоимости принадлежащего ему имущества в Росреестр, налоговую службу, ГИБДД, Гостехнадзор, пенсионный фонд.
  • ФНС в течение недели обязана предоставить сведения о том, в каких КФУ обслуживается организация-должник и какие номера имеют ее расчетные счета.
  • При применении исполнительных мер аресту в первую очередь подлежит то имущество, которое непосредственно не участвует в производственном цикле.

Как вернуть исполнительский сбор судебного пристава

Последние редакции закона

ФЗ 229 «Об исполнительном производстве» с изменениями на 2020 год имеет существенные поправки в ст. 67 и более ранние, в ст. 9 и 23.

Новая редакция закона определяет суммы долга, которые являются основанием к запрету на выезд из России. В случае невыплаты алиментов это 10 тыс. рублей, в иных случаях – 30 тыс.

В марте 2018 года были внесены изменения в гл. 5 ФЗ «Об исполнительном производстве». Согласно правкам, ИП прекращают при установлении факта безнадежности взысканий, направленных на погашения долга в бюджеты.

Февральские правки 2019 года обязали лиц, начисляющих должнику обязательные периодические платежи, указывать в расчетном листе сумму удержанных взысканий.

На основании ч. 6 ст. 81 в том случае, если у должника нет средств на погашение долга, расчетные операции по его счетам приостанавливаются.

О проблемах исполнения требований статей 99 и 101 федерального закона «об исполнительном производстве»

14.12.2017     Практикующему юристу

229-ФЗ: обзор закона, важные моменты и изменения

Хабарова Мария, Советник Правового департамента Ассоциации российских банков.

В Ассоциацию российских банков обратилась Федеральная служба судебных приставов с письмом от 7 июля 2017 года № 00011/17/62781-ДА «Об исполнении исполнительных документов», в котором содержится просьба довести до сведения кредитных организаций – членов АРБ информацию о необходимости соблюдения требований ст. ст. 99 и 101 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»

ФССП России отмечается, что банки не всегда исполняют обязанности по отслеживанию целевого назначения поступивших на счета должников денежных средств социального характера, имея фактическую возможность идентифицировать такие денежные поступления.

На протяжении многих лет вопрос о необходимости создания правового механизма, обеспечивающего соблюдение режима платежей социального характера, активно обсуждался на площадке АРБ, в т. ч.

при работе над второй частью Гражданского кодекса Российской Федерации, в рамках которой предлагалось ввести такой институт, как специальный счет для социальных выплат (счет социальных выплат/ социальный счет).

Но механизм до сих пор не создан, а вся ответственность за допущение ошибок (возникающих, как правило, из-за фактической сложности разделения соответствующих потоков денежных средств) при списании со счетов должников денежных средств, являющихся социальными выплатами и обладающими иммунитетом от взыскания, возлагается на банки.

Представляется, что результатом разрешения данной проблемы, для решения которой банковское сообщество уже в течение долгого времени предлагает оптимальные пути, будет не только минимизация допускаемых при списании ошибок, но и недопущение увеличения стоимости оказываемых гражданам услуг.

Необходимо всегда помнить, что установление для банков обязанностей, связанных с увеличением трудовых и/или технических затрат, всегда влечет за собой увеличение стоимости банковских продуктов. В итоге за всё приходится платить клиентам банков, в т. ч. гражданам.

229-ФЗ: обзор закона, важные моменты и изменения

  • Николай Акинин, главный юрисконсульт Отдела правовой защиты Управления правового обеспечения Юридического департамента АО ЮниКредит Банк.
  • Затронутый ФССП вопрос действительно важен и актуален.
  • В банковской практике нередко возникают описанные моменты, когда сотрудники операционных подразделений при исполнении обращения взыскания отслеживают «происхождение» поступивших на счет должника денежных средств именно с тем, чтобы не допустить нарушения статьи 99, а также статьи 101 Закона об исполнительном производстве.
  • При возникновении сомнений или затруднений коллеги обращаются к юристам за консультацией.

Если кредитная организация столкнулась со случаем нарушения статьи 99, т.е. по недосмотру взыскали более пятидесяти процентов последнего периодического платежа, то это обычно «исправляется» несписанием денежных средств в следующем месяце, чтобы «компенсировать» предыдущее избыточное списание.

229-ФЗ: обзор закона, важные моменты и изменения

Елена Куличева, независимый эксперт.

ФССП России обратила внимание банков на необходимость соблюдения положений статей 99 и 101 Федерального закона от 02.10.2007г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон об исполнительном производстве).

Изменения в законе об исполнительном производстве 229-ФЗ (с 1 июня)

С лета 2020 г. начали действовать корректировки и дополнения в правилах выполнения исполнительного производства. Изменения коснулись правил списания долгов с банковских карт и счетов граждан.

229-ФЗ: обзор закона, важные моменты и изменения

Какие изменения были проведены

Основной законодательный акт, определяющий правила и условия исполнительного производства – это ФЗ-229 от 2 окт. 2007 г.

Ранее, сотрудники ФССП могли списывать деньги со счетов должника независимо от основания, по которому они были зачислены. Ограничение было только на сумму списания.

После взимания денег на счете гражданин должны были остаться средства не меньше, чем одна величины прожиточного минимума.

В новой редакции закона, которая действуют с 1 июня 2020 г. добавили ограничения. Теперь приставы не вправе списывать в счет задолженностей деньги, которые зачислись на счет в виде социальных выплат и государственных пособий. К таковым относятся денежные средства, полученные в качестве:

• суточных выплат на расходы в командировочных поездках;• компенсации затрат, выплачиваемой при служебных поездках (проживание, питание, бензин, билеты на транспорт и т.д.);• компенсационных и поощрительных выплат, которые выдаются при переводе сотрудника на работу в другой регион или в другую местность;• алиментов;• пособий по временной нетрудоспособности в связи с беременностью и другие субсидии, которые выплачиваются на ребенка;• подотчетных сумм;• единоразовых выплат на детей, начисляемых в связи с пандемией коронавирусной инфекции;• пособий, начисляемых родственникам погибшего гражданина;• субсидий, выплачиваемых лицам, которые потеряли кормильца;• компенсаций за отказ от льгот и т.д.

Полный список выплат, с которых приставам запрещено взыскивать задолженности указан в ч. 1 ст. 101 ФЗ-229.

ВАЖНО: Введение новых правил не прекратило действие старых. Независимо от вида выплат с нее нельзя списать средства в счет оплаты задолженности, если после этого у гражданина на счету останется сумма меньше величины прожиточного минимума. Учитывается значение, установленные в регионе проживания должника.

Исключение

  • Действующее исключение касается вопроса взыскания невыплаченных алиментов. Если цель приставов возместить такие выплаты, то помимо разрешенных выплат, они вправе списывать также:
  • • все виды пособий, которые выдаются ФСС (независимо от того, выплачиваются ли они напрямую или через работодателя);
  • • компенсации, полагающиеся гражданам пострадавшим от воздействия радиационного облучения и пострадавшим от техногенных аварий и катастроф (касается пособий всех уровней: федеральные, региональный, местный).
  • Изменения для бухгалтеров
Читайте также:  Сроки дачной амнистии: на дома, для СНТ, в 2021 году, продление, на землю, действия

Из-за принятых корректировок у работников бухгалтерии появились новые обязанности. Чтобы исключить ситуацию, при которой пособие, полученное гражданином, было списано в счет долга, они должны помечать все поступления специальными кодами.

Были введены три новых кода. Их описание представлено в таблице:

Значение кода В каких ситуациях используется Для каких выплат применяется

«1» С поступления можно взимать долги, если после этого на счете останется прожиточный минимум. • основная заработная плата;• премиальное вознаграждение;• отпускные выплаты;• материальная помощь, выплачиваемая работодателем и т.д.«2» С суммы платежа нельзя списывать деньги в счет задолженности. • оплата командировок;• компенсация затрат;• суточные;• декретные выплаты;• пособия на детей и т.д.«3» С платежа разрешается списывать долги, если денежные средства будут направлены в счет оплаты алиментов. • компенсация пострадавшим от радиации;

• пособия от ФСС.

Введенные коды прописываются в 20-й графе платежных поручения в пункте «Кодовое назначение платежа». Ранее, это поле пропускалось при заполнении документа. В остальном, поручения составляются по старым правилам.

Улучшения после введения изменений

Приставы и ранее не имели право списывать с карт и счетов граждане в счет долга деньги, которые были получены за счет социальных выплат и государственных пособий. Однако у работников ФССП не было инструмента, которые позволял бы отслеживать назначение каждой поступивший транзакции.

В результате это приводило к длительным судебным разбирательствам, соответственно, к затратам как со стороны гражданин, так и со стороны бюджета судебных приставов. Теперь, такие ситуации исключены.

Предоставленный приставам полный доступ к информации со счетов граждан и использование специальных кодов в платежных поручения позволяет полностью исключить вероятность случайного списания пособия.

229-ФЗ: обзор закона, важные моменты и изменения

Исполнительное производство представляет собою совокупность методов и действий, направленных на реализацию судебных решений. Выполнение постановлений суда регулируется федеральным законом от 02.10.2007 №229-ФЗ«Об исполнительном производстве».

Документ состоит из 130 статей, регулирующих все процессы, начиная с принципов и задач, и заканчивая новыми редакциями о признании должника банкротом.

В законе об исполнительном производстве прописаны действия, обязанности и права всех участников от судебных приставов, граждан и юридических лиц (взыскателей и должников) до третьих сторон, которые в той или иной мере влияют на выполнение судебных решений.

Что значит исполнительное производство

Исполнительным процессуальным производством считают завершающую стадию исполнения официального судебного приказа или иных подобных актов. Долги с граждан и юрлиц взыскивают приставы-исполнители из службы судебных приставов (ФССП).

Помимо ФЗ № 229, основы и нюансы деятельности ФССП отражены в Конституции РФ, ФЗ № 118 от 21 июля 1997 года и иных аналогичных законах. В последних актах отражены порядок и конкретные условия исполнения судебных решений и постановлений иных государственных органов.

Возбуждение нового дела

Согласно ст. 30 ФЗ № 229 об исполнительном процессуальном производстве, новое дело на должника заводят на основании судебного официального приказа, исполнительного отдельного листа и иных подобных документов. Это делают по заявке от взыскателя.

Документ-основание передают приставу на протяжении 3 суток с момента получения. Далее в ФССП в течение 3 дней выносят официальное постановление об открытии нового дела или об официальном отказе в таковом.

Листы с пометкой «к немедленному исполнению» передают приставу ФССП. При первичном отправлении подобных документов в инстанцию в отдельном постановлении указывают точный срок для добровольного погашения физлицом или компанией-должником своих долгов.

Добровольное исполнение законных требований ФССП осуществляют на протяжении 5 суток со дня получения на руки официального постановления. После закрытия производства с должника-физлица или компании взыскивают соответствующий сбор (7% от суммы долга, но не менее 1000 руб. для граждан и 10 000 руб. — для юрлиц).

Требования к исполнительным документам

Основные требования к исполнительным документам установлены в ст. 13 Закона об исполнительном производстве. Они касаются содержания и оформления документов.

Также в этой статье установлены специальные требования к отдельным исполнительным документам, в частности к содержанию акта о наложении административного штрафа ( ч. 1.1 ст. 13 Закона об исполнительном производстве).

Требования к исполнительным документам, которые выдают компетентные органы других государств для исполнения на территории РФ в соответствии с международным договором РФ, устанавливают эти государства ( ч. 6.1 ст. 13 Закона об исполнительном производстве).

Если исполнительный документ составлен с нарушением требований, установленных ст. 13 Закона об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель откажет в возбуждении исполнительного производства ( п. 4 ч. 1 ст. 31 Закона об исполнительном производстве).

Содержание исполнительных документов

По общему правилу в исполнительном документе должны быть указаны ( ч. 1 ст. 13 Закона об исполнительном производстве):

  • наименование и адрес суда или иного органа, выдавшего документ, Ф.И.О. должностного лица;
  • наименование и номера дела или материалов, на основании которых выдан документ;
  • дата принятия акта;
  • дата вступления акта в законную силу. Вместо нее может быть указано, что акт исполняется немедленно;
  • сведения о должнике и взыскателе;
  • требования к должнику (передать взыскателю денежные средства, иное имущество, совершить определенные действия или воздержаться от них) согласно резолютивной части акта;
  • дата выдачи исполнительного документа.

Эти требования не распространяются на судебный приказ, постановление судебного пристава-исполнителя и исполнительные документы, оформленные нотариусом, а также на нотариально удостоверенное медиативное соглашение сторон, достигнутое без передачи спора на рассмотрение суда или третейского суда (ч. 1 ст. 13 Закона об исполнительном производстве, ч. 1, 5 ст. 12 Закона о процедуре медиации).

Содержание некоторых исполнительных документов определено в других статьях Закона об исполнительном производстве и иных правовых актах. В частности, содержание:

  • постановления судебного пристава-исполнителя – в ч. 2 ст. 14 Закона об исполнительном производстве;
  • исполнительного листа, выдаваемого в рамках арбитражного производства, – в ч. 1 ст. 320 АПК РФ;
  • судебного приказа – в ст. 229.6 АПК РФ, ч. 1, 2 ст. 127 ГПК РФ, ч. 1 ст. 123.6 КАС РФ;
  • исполнительной надписи нотариуса – в ст. 92 Основ законодательства РФ о нотариате;
  • постановления по делу об административном правонарушении – в ч. 1 – 3 ст. 29.10 КоАП РФ.

Оформление исполнительных документов

Исполнительный документ подписывает судья или должностное лицо соответствующего органа. Документ заверяется гербовой печатью суда, печатью иного органа или лица, выдавшего документ ( ч. 3, 4 ст.

13 Закона об исполнительном производстве).

Постановление по делу об административном правонарушении подписывает судья, председательствующий в заседании коллегиального органа, или должностное лицо, которое вынесло постановление (ч. 5 ст. 29.10 КоАП РФ).

Если исполнительный документ направляется на исполнение в форме электронного документа, он должен быть подписан усиленной квалифицированной электронной подписью ( ч. 4 ст. 13 Закона об исполнительном производстве, ч. 3 ст. 319 АПК РФ, ч. 1 ст. 428 ГПК РФ, ч. 4 ст. 353 КАС РФ).

Обзор изменений законов для граждан в августе 2021 | юристы | БОЛЬШОЕ ДЕЛО

Обзор актуальных нормативно-правовых актов с ми к ним составляется специалистами компании «БОЛЬШОЕ ДЕЛО» ежемесячно. Рубрика «Дайджест законов» поможет гражданам быть в курсе текущих изменений в федеральном законодательстве и следить за интересующими их сферами жизнедеятельности.

Новые законы для граждан в августе 2021 года

Оглавление:

Продлена приостановка авиасообщения с Танзанией

Регулярное и нерегулярное пассажирское авиасообщение между Россией и Танзанией приостановлено до 17 августа 2021 года включительно в целях предупреждения завоза новой коронавирусной инфекции на территорию России.

( Информация с официального сайта Правительства РФ от 19.07.2021 г. «Россия продлевает приостановку авиасообщения с Танзанией до 17 августа включительно»)

Коллектор сможет общаться с родственниками должника только с их согласия.

Вступил в силу закон, изменивший порядок взаимодействия коллекторов с членами семьи, соседями, родственниками должника и иными лицами. Чтобы контактировать с ними по поводу просроченной задолженности, кредиторам или коллекторам придется получить их письменное согласие, оформленное отдельным документом.

Ранее согласие давал сам должник, указанные лица могли лишь выразить несогласие. Также теперь родственники и иные лица могут отозвать согласие, до изменений это право было только у должника.

(ФЗ от 01.07.2021 г. № 254-ФЗ «О внесении изменений в статью 4 Федерального закона «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях»)

Граждане с высшим образованием смогут претендовать на бесплатное образование в области искусств

Закон об образовании дополнен положением, согласно которому лица, имеющие высшее образование, могут быть приняты на конкурсной основе на обучение за счет федерального бюджета в федеральные государственные вузы по программам высшего образования (программам специалитета) в области искусств.

Перечни таких организаций и специальностей, а также порядок приема указанных лиц утверждается Правительством РФ.

( ФЗ от 02.07.2021 г. № 321-ФЗ «О внесении изменений в статьи 5 и 83 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»)

Минтруд разъяснил вопросы, касающиеся единовременной выплаты на школьников

Кто может получить выплату:

  • семьи с детьми от 6 до 18 лет. При этом 6 лет должны наступить до 1 сентября 2021 года, а 18 лет — не раньше даты выхода указа. То есть выплаты положены на детей, рожденных с 3 июля 2003 года по 31 августа 2015 года включительно;
  • семьи с детьми с ОВЗ от 18 до 23 лет, если ребенок продолжает обучение по общеобразовательным программам.
Читайте также:  Пособие по безработице. Все ли получат обещанный МРОТ 12130 рублей?

Выплата начисляется на каждого такого ребенка в семье.

Обратиться за единовременной выплатой следует дистанционно через портал госуслуг или непосредственно в клиентскую службу ПФР. Заявление можно направить вплоть до 1 ноября 2021 года.

  • Если заявление направляется через Интернет, никаких дополнительных документов не требуется, а если в отделение ПФР, нужны: паспорт; свидетельство о рождении ребенка; СНИЛС родителя и ребенка.
  • Заявление рассматривается 5 рабочих дней.
  • Выплата перечисляется только безналично на карту любой платежной системы.

( Информация Минтруда России от 14.07.2021 г. «Единовременная выплата на детей школьного возраста: самые частые вопросы»)

Продлен срок действия паспортов, подлежащих замене при достижении гражданами возраста 20 и 45 лет.

Такой паспорт является действительным до дня оформления нового паспорта, но не более чем 90 дней после дня достижения гражданином 20-летнего и 45-летнего возраста. Срок оформления паспорта не должен превышать 5 рабочих дней со дня приема территориальным органом МВД России документов от гражданина либо из МФЦ.

(Постановление Правительства РФ от 15.07.2021 г. № 1205 «О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 8 июля 1997 г. № 828 и признании утратившими силу отдельных положений актов Правительства Российской Федерации»)

Подписан закон о налоговом вычете по расходам на занятия спортом.

Теперь граждане смогут получить новый социальный налоговый вычет по НДФЛ в размере расходов на физкультурно-оздоровительные услуги, к которым, в частности, относятся посещение спортзалов, бассейнов и фитнес-клубов, но не более 120 000 рублей за налоговый период с учетом расходов на иные социальные вычеты по НДФЛ. Максимальный размер вычета составить 15 600 рублей. Чтобы получить налоговый вычет за себя или своего ребенка в возрасте до 18 лет, нужно предоставить в налоговую службу копию договора и кассовый чек, которые подтвердят расходы на оплату физкультурно-оздоровительных услуг.

Перечень организаций и ИП, предоставляющих физкультурно-оздоровительные услуги, при получении которых можно будет претендовать на налоговый вычет, определяется Минспортом.

(ФЗ от 05.04.2021 г. № 88-ФЗ «О внесении изменений в статью 219 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в части предоставления социального налогового вычета в сумме, уплаченной налогоплательщиком за оказанные ему физкультурно-оздоровительные услуги»)

*Реквизиты и выдержки из нормативно-правовых актов взяты из информационно-правовых систем «КонсультантПлюс» и «Гарант».

Автор публикации: Симутин Николай

Федеральный закон от 28 июня 2021 г. N 229-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Статья 1

Внести в статью 4 Закона Российской Федерации от 15 апреля 1993 года N 4802-I «О статусе столицы Российской Федерации» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 19, ст. 683; Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 1, ст. 28; 2017, N 27, ст. 3938; 2018, N 1, ст. 91; 2019, N 26, ст. 3317; N 52, ст. 7790) следующие изменения:

  • 1) наименование после слов «градостроительной деятельности» дополнить словами «, особенностей определения платы за содержание жилого помещения»;
  • 2) абзац первый после слов «градостроительной деятельности» дополнить словами «, особенностей определения платы за содержание жилого помещения»;
  • 3) дополнить абзацами следующего содержания:
  • «устанавливают в соответствии с частью 6 статьи 154 и частями 92 и 93 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации особенности включения в плату за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее — коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме), а также порядка расчета указанных расходов с учетом того, что:
  • плата за содержание жилого помещения, вносимая лицами, указанными в частях 1 и 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, включает в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме без выделения в составе такой платы расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме;

коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, оплачиваются управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом из денежных средств, внесенных лицами, указанными в частях 1 и 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, в качестве платы за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме.».

Статья 2

Внести в Жилищный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 14; 2008, N 30, ст. 3616; 2010, N 31, ст. 4206; 2011, N 50, ст. 7359; 2012, N 27, ст. 3587; N 53, ст. 7596; 2014, N 30, ст. 4218, 4264; 2015, N 1, ст. 11; N 27, ст. 3967; 2016, N 23, ст. 3299; N 27, ст. 4200; 2017, N 1, ст. 10; N 31, ст. 4807; 2018, N 1, ст. 69) следующие изменения:

1) статью 154 дополнить частью 6 следующего содержания:

«6. В субъекте Российской Федерации — городе федерального значения Москве устанавливаются особенности включения в плату за содержание жилого помещения расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.»;

  1. 2) в статье 156:
  2. а) абзац первый части 92 после слов «Исключения составляют» дополнить словами «случай определения субъектом Российской Федерации — городом федерального значения Москвой особенностей порядка расчета размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме,»;
  3. б) часть 93 дополнить словами «, за исключением случая определения субъектом Российской Федерации — городом федерального значения Москвой особенностей порядка расчета размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме».
  4. Статья 3

В части 2 статьи 2 Федерального закона от 28 ноября 2018 года N 442-ФЗ «О внесении изменений в статьи 159 и 160 Жилищного кодекса Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 49, ст. 7514; 2021, N 1, ст. 48) слова «1 июля 2021» заменить словами «1 января 2022».

  • Статья 4
  • Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
  • Президент Российской Федерации В. Путин

Прокурор разъясняет: Внесены изменения в закон «ОБ ИСПОЛНИТЕЛЬНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ», касающиеся вопросов списания с гражданина в счет погашения долга по исполнительным документам

По закону судебные приставы-исполнители имеют право списывать с гражданина в счет погашения долга по исполнительным документам не все его доходы.

Статья 101 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» содержит перечень доходов, на которые не может быть обращено взыскание по исполнительному производству. Этот Перечень состоит из различных категорий выплат социального характера (пособий, единовременных компенсационных выплат, денежных сумм, выплачиваемых в возмещение вреда и пр.).

Однако, на практике такой запрет («иммунитет») далеко не всегда спасает должника от ареста счета или неправомерного взыскания. Это связано с особенностью банковской системы.

При поступлении в банк на счет получателя, в том числе и должника, любых выплат, они учитываются не отдельно, а в общей массе имеющихся на счете денежных средств, то есть обезличиваются.

Банки не всегда исполняют обязанности по отслеживанию целевого назначения поступивших на счета должников денежных средств социального характера, имея фактическую возможность идентифицировать такие денежные поступления.

ФССП России неоднократно в своих письмах обращала внимание банков на необходимость соблюдения положений статей 99 и 101 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», предусматривающих виды доходов граждан, на которые в силу закона не может быть обращено взыскание по исполнительным документам или взыскание может быть обращено частично.

Федеральным законом от 12.02.2019 № 12-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «Об исполнительном производстве», которые направлены на решение этой проблемы: — на исключение возможности обращения взыскания на денежные выплаты социального характера.

  • Указанные изменения вступают в силу с 1 июня 2020 года.
  • Чтобы не допускать списания социальных выплат в счёт долгов, внесенные в Закон изменения определяют дополнительные обязанности и права, как самого должника, так и работодателей, судебных приставов и банка.
  • Так, гражданину следует предоставлять судебному приставу документы об имеющихся у него наличных денежных средствах, на которые не может быть обращено взыскание.
  • Законом теперь закреплена обязанность работодателя указывать в платежных документах при перечислении денежных выплат работника в банк или другую кредитную организацию соответствующий код вида дохода  для идентификации платежей, а также сумму уже взысканную  работодателем по исполнительному документу с целью защиты от неправомерного взыскания.
Ссылка на основную публикацию