Реинституционализация организаций для детей-сирот: новые стандарты, семейное воспитание, квартирный тип проживания.

Проблема социальной адаптации и сопровождения выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сегодня имеет особую актуальность. Особенное значение приобретает разработка системы социализации детей, оставшихся без попечения родителей.

Следует отметить, что практика социализации выпускников образовательных организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, значительно различается в странах Европейского Союза, США, странах Юго-Восточной Азии и странах ближнего зарубежья.

Решающую роль при организации практики социализации играет исходное понимание процесса.

В странах Европейского Союза и США акцент делается на развитие форм опеки и попечительства, связанных с усыновлением ребенка, устройством его в приемную семью.

В странах ближнего зарубежья сохраняется структура интернатных учреждений, которые занимаются социализацией детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Для большинства стран Европейского Союза характерна деинституализация опеки над сиротами и развитие форм семейного воспитания для детей, лишенных родительской опеки. Значительную роль в организации работы с детьми-сиротами и детьми, лишенными родительской опеки играют религиозные и благотворительные организации, деятельность которых контролируется государственными социальными службами.

Важным фактором социализации сирот в странах Европейского Союза является освобождение усыновленных детей, детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки от платы за обучение в высших и средних образовательных организациях.

При этом акцент делается на создание соответствующих условий для получения среднего специального и высшего образования выпускниками интернатных организаций (Австралия, Великобритания, Франция, Германия, Австрия, Болгария, Польша).

Наряду с системой патронатных семей действует система так называемых «детских деревень», в которых условия пребывания детей приближены к семейным.

«Детские деревни» являются общеобразовательными организациями интернатного типа, существующими благодаря спонсорской помощи общественных и благотворительных организаций (Австрия, Норвегия, Германия, Финляндия).

Проекты «детских деревень» включают фазу полусамостоятельного проживания перед переходом к полностью независимой жизни, чтобы молодые люди могли шаг за шагом учиться жить самостоятельно.

Существуют концепции повышения эффективности и успешности работы с молодыми людьми, выходящими из-под опеки государства, которые построены на принципе «позволить им самим принимать решения и всегда оставлять для них возможность вернуться».

Метафора «постоянно открытая дверь» отражает психологическую потребность в наличии «тыла», которого у выпускников детских домов нет. На практике она встречается, прежде всего, в национальных проектах деревни-SOS — молодежные дома (Германия).

Проекты включают фазу полу-самостоятельного проживания перед переходом к полностью независимой жизни.

В Великобритании выпускники организаций интернатного типа имеют право на оценку своих потребностей, путевой план, личного консультанта, жилье, финансовую поддержку. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право оставаться в замещающей семье или интернатной организации, по достижении ими 21 года.

Значительную роль в процессе постинтернатного сопровождения играют общественные и благотворительные организации.

Выпускники организаций интернатного типа имеют право в решении вопросов относительно своей дальнейшей судьбы, право голоса в случае недовольства какими-либо решениями, право доступа к собственному досье, которое заводится в социальном учреждении.

В социальной практике США и европейских стран широко используются программы с привлечением наставников (Mentorings programs). Примером может служить известная программа Big brothers, Big Sisters. Подобные программы имеют стандартизированные процедуры подбора, подготовки, профессионального сопровождения и контроля над деятельностью наставников.

Регламентирована нагрузка: на 1 наставника 1подросток. Наставники (mentors) являются добровольцами.

Также в социальной практике США и европейских стран существуют стандарты программ независимого проживания Independent living programs, когда молодой человек группы риска проживает самостоятельно, а социальный работник осуществляет его сопровождение и поддержку (Semisupervised apartments).

В Норвегии создан обширный банк данных по социальному обеспечению выпускников организаций интернатного типа. Сделан акцент на обеспечение жизненно важных потребностей молодых людей, покидающих интернатные учреждения.

Законодательством определены такие меры постинтернатного сопровождения, как предоставление жилья, пособий, помощь в воспитании и обучении, обучение навыкам самостоятельности, помощь в поиске и сохранении работы, предоставление услуг в области здравоохранения, психологическое консультирование.

В Финляндии выпускники интернатных организаций получают поддержку в форме предоставления им различных социальных услуг. Она продолжается в течение пяти лет или до достижения молодым человеком 21 года.

По окончанию периода опеки разрабатывается план по дальнейшему оказанию услуг и поддержки, необходимых выпускнику, в том числе финансовая помощь, помощь в обеспечении жильем посредством практики «полу-самостоятельного» проживания.

Последовательный отказ от системы государственных интернатов характеризует систему социализации детей-сирот в странах Центральной Европы.

В частности, в Болгарии планируется осуществить полный отказ от системы государственных интернатных организаций до 2025 года при соответствующем увеличении числа усыновленных детей и детских домов семейного типа.

На сегодняшний день число детей, устроенных в приемные семьи значительно превышает число детей, пребывающих в государственных интернатных организациях. В Польше система социализации детей-сирот базируется на развитии семейных форм воспитания и предоставлении льгот детям-сиротам и приемным семьям.

Хочется отметить, что в Великобритании в 1979 году был разработан инновационный семейный проект «Мостовая семья». Причиной создания нового проекта послужили неудачные размещения детей после детского дома в приемные семьи. Но оказалось, что дети, пережившие неудачное размещение, все-таки получили от него пользу.

Они начали приобретать практические навыки и даже стали лучше себя вести. Испытав привязанность, они сами стали выражать свою привязанность. У них зародился вкус к жизни в семье, и почти каждый ребенок хотел совершить еще одну попытку устроиться в семью.

Таким образом, родилась идея нового способа устройства детей «трудных для размещения» – Мостовая семья.

Проект был разработан для решения следующих задач: дать почувствовать ребенку, находящемуся в детском доме вкус семейной жизни и помочь специалистам оценить его способность жить в обычной семье, а также предоставить краткосрочный опыт «обычной семейной жизни» детям от 16 лет.

И вот, уже более двадцати лет в Великобритании действует «Мостовая семья» как форма заботы о детях, лишенных родительского попечения. Уже накоплен значительный опыт, который показал, что мостовая семья – это полезная и маневренная служба, помогающая найти усыновителей и приемных родителей детям, воспитывающимся в детском доме.

Проблема постинтернатной адаптации в странах Юго-Восточной Азии решается посредством системы государственных льгот выпускникам организаций интернатного типа. В Китае система постинтернатного сопровождения реализуется специальными органами, обеспечивающими благосостояние детей, и соответствующими отделениями при комплексных благотворительных организациях.

Система поситинтернатного сопровождения централизована, выпускники интернатных организаций обеспечиваются финансовым пособием. В Сингапуре проблема постинтернатного сопровождения решается за счет формирования у специалистов интернатных организаций, приемных и замещающих семей навыков воспитания ребенка.

Значительную роль в постинтернатном сопровождении выпускников играют благотворительные и религиозные организации и объединения.

А вот в Японии дети, находящиеся в интернатных организациях, получают обязательное образование до 15 лет.

Получив обязательное образование, выпускник имеет возможность сделать выбор: устроиться на работу, начать самостоятельную жизнь, и в этом случае покинуть интернатную организацию, или получить полное образование, и в этом случае продолжить пребывание в организации до 18 лет. После окончания пребывания в интернатной организации выпускники получают консультационную психологическую и юридическую помощь.

В странах ближнего зарубежья получила распространение модель социализации, связанная с относительно длительным пребыванием детей-сирот и детей, оставшихся без родительской опеки в специализированных организациях интернатного типа. Основной акцент в социализации детей, лишенных родительской опеки делается на формирование льготных условий для последующего образования, трудоустройства и приобретение жилья.

В Азербайджане дети, потерявшие родителей и лишенные родительской опеки, имеют право на обучение в государственных, муниципальных и частных средних специальных, высших учебных заведениях за счет средств государственного бюджета.

В Белоруссии получила распространение практика организации детских деревень ? социально-педагогических учреждений, в которых реализуется программа воспитания и защиты прав и законных интересов, образовательные программы дошкольного образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от одного года до 18 лет.

В Украине для детей-сирот ? выпускников интернатных организаций, предусмотрено социальное сопровождение и социальная опека, реализующуюся посредством создания льготных условий для поступления в образовательные организации, а также выплату стипендий и предоставления социального жилья во время обучения.

В Казахстане ведется активная работа по оптимизации интернатных организаций и переходе к форме социализации посредством патронатных семей. Также предусматриваются квоты для детей-сирот в образовательных организациях среднего и высшего образования.

В последнее время в странах ближнего зарубежья наблюдается переход от системы социализации посредством сети организаций интернатного типа к системе социализации посредством приемных семей с сохранением льготных условий для последующего получения основного, специального и высшего образования. Таким образом, анализ международного передового опыта реализуемых программ позволяет сделать вывод об эффективной социализации выпускников образовательных организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Государственные и негосударственные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей | Студент-Сервис

В России традиционно накоплен значительный опыт устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации.

Такие учреждения создаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Правительство России ввело Примерное положение № 1092 13 сентября 1996 г., регламентирующее деятельность таких учреждений.

Они создаются различными министерствами Российской Федерации: Министерством труда и социального развития (социальные учреждения), Министерством образования (специальные образовательные учреждения), Министерством здравоохранения (оздоровительные образовательные учреждения), Министерством внутренних дел (детские исправительные учреждения). Подобные организации формируются и в других ведомствах.

К государственным социальным учреждениям для несовершеннолетних относятся:

  1. социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних;
  2. социальные приюты для детей и подростков. Как писал В. Даль, приют — это пристанище для ребенка. Он призван его принять, призреть, дать ребенку кров. В современных условиях приют — это место временного пребывания ребенка, оказавшегося в трудной жизненной ситуации, для того, чтобы дать ему кров, выявить его место жительства и определить возможности его целесообразного устройства. В настоящее время в приют помещают ребенка до года (ранее они ориентировались на содержание детей до 3—6 месяцев, однако жизнь потребовала увеличить время до одного года);
  3. центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей;
  4. учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, создаваемые в системе образования. Такие учреждения peгламентируются утвержденным Правительством России Положением № 1203 от 14 октября 1996 г., № 1117 от 28 августа 1997 г., № 366 от 30 марта 1998 г. Основные виды образовательных учреждений:
Читайте также:  Какие пособия полагаются матери с 2 мя детьми? - вопрос №14766335 от 30.10.2018

Детский дом — это специальное учреждение для содержания, ухода, воспитания и обучения детей, оставшихся без попечения родителей. Выделяются следующие виды детских домов:

  • для детей раннего (с 1,5 до 3 лет) возраста;
  • для детей дошкольного возраста;
  • для детей школьного возраста;
  • смешанный;
  • детский дом-школа для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • специальный (коррекционный) детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В целях совершенствования условий для воспитания и обучения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организационную структуру детских домов максимально приближают к семье. С этой целью создают новые формы детского дома. К таким формам относятся:

  • Семейный детский дом — это семья, взявшая на попечение одного или несколько детей-сирот либо детей, оставшихся без попечения родителей (лишенных родительских прав). Такие семьи создаются на несколько лет по договору-контракту. Существует несколько типов семейного детского дома: семья, взявшая одного или несколько детей; несколько детей, проживающих с воспитателем; семья, в которой живут и свои, и приемные дети, и пр.
  • Детский дом семейного типа — это специально созданный детский дом по типу семьи. Достоинством его является то, что ребенок попадает именно в семью, что создает наиболее благоприятные условия для воспитания ребенка, его социального формирования как личности по сравнению интернатным учреждением. Недостатками его является то, что среда сформированной семьи может оказаться недостаточно адаптационной для этого ребенка, а также воспитатели, взявшие,на себя функции приемных родителей, недостаточно готовы к выполнению родительских функций.

Правительством России принято специальное Постановление «О детском доме семейного типа» № 195 от 19 марта 2001 г. Этим постановлением утверждены правила организации такого дома.

Основными задачами детского дома семейного типа являются создание благоприятных условий для воспитания, обучения, оздоровления и подготовки к самостоятельной жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях семьи.

Такой дом организуется на базе семьи при желании обоих супругов взять на воспитание не менее 5 и не более 10 детей и с учетом мнения всех совместно проживающих членов семьи, в том числе родных и усыновленных (удочеренных) детей. С 10-летнего возраста ребенок может передаваться в такой детский дом только с его согласия.

Общее количество детей в нем, включая родных и усыновленных (удочеренных) находящимися в зарегистрированном браке супругами, не должно превышать 12 человек.

Создается, реорганизуется и ликвидируется дом по решению органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления. Орган опеки и попечительства по месту нахождения детского дома семейного типа осуществляет контроль за условиями жизни и воспитания детей, охраной их прав’ и законных интересов. Он обеспечивает обучение лиц, желающих взять детей на воспитание.

  • Школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Интернат (от лат. interims — внутренний) — образовательное учреждение (школа), в котором учащиеся живут, обучаются, находясь на частичном или полном государственном обеспечении; общежитие для учащихся при образовательном учреждении; дом, где они обеспечиваются уходом.

Интернатные учреждения в России для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, функционируют на основе следующих принципов: демократизм, гуманизм, общедоступность, приоритет общечеловеческих ценностей, гражданственность, свободное развитие личности, защита прав и интересов воспитанников, автономность и светский характер образования.

Организационно интернатные учреждения различаются:

Не нашли что искали?

Преподаватели спешат на помощь

  • интернатное учреждение обычного типа;
  • интернатное учреждение по типу семьи. В таком учреждении дети живут в разновозрастных (по составу не более 8 человек) или одновозрастных (до 4 лет — не более 5 детей, а от 4 лет и старше — не более 10) группах, называемых семьями. Однако в них сохраняется много от интерната: питание в столовой, самообслуживание, получение новой одежды и пр.
  • интернатное учреждение семейного типа. Это учреждение, в котором дети живут отдельными семьями, с разными входами и своей организацией и образом жизни. При такой организации жизнь детей максимально приравнивается к семейной.

Для обучающихся воспитанников, имеющих отклонения в развитии, в России созданы специальные(коррекционные) образовательные учреждения. Такие учреждения регламентируются Положением, утвержденным Правительством России, № 288 от 12 марта 1997 г. К специальным (коррекционным) учреждениям относятся:

  • коррекционное (компенсирующее) учреждение дошкольного образования;
  • коррекционное общеобразовательное учреждение;
  • коррекционное учреждение начального профессионального образования.

Для детей с ограниченными возможностями здоровья создаются специальные (коррекционные) образовательные учреждения, в которых реализуются образовательные программы Министерства общего и профессионального образования по согласованию с Министерством здравоохранения. Такие учреждения подразделяются на виды в зависимости от патологии детей. Среди них выделяют следующие предназначенные для обучения и воспитания:

  • неслышащих детей;
  • слабослышащих и позднооглохших детей;
  • незрячих детей;
  • слабовидящих и поздноослепших детей;
  • детей с тяжелыми нарушениями речи;
  • детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
  • детей с задержкой психического развития.
  • умственно-отсталых детей и др.

Для детей, нуждающихся в длительном лечении, создаются оздоровительные образовательные учреждения.

Они предназначены для оказания помощи семье в воспитании и получении образования, обеспечении проведения реабилитационных и лечебно-оздоровительных мероприятий, адаптации к жизни общества, социальной защиты и разностороннего развития детей, нуждающихся в длительном лечении.

Деятельность таких учреждений регламентируется Типовым положением, утвержденным Правительством России, № 1117 от 28 августа 1997 г. К оздоровительным образовательным учреждениям относятся:

  • санаторная школа-интернат;
  • санаторно-лесная школа;
  • санаторный детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Существуют и другие учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:

  • кадетская школа;
  • кадетская школа-интернат (Типовое положение утверждено Правительством России № 1427 от 15 ноября 1997 г.);
  • школа-интернат с первоначальной летной подготовкой (Типовое положение утверждено Постановлением Правительства России № 1046 от 5 сентября 1998 г.). В такую школу преимущественное право зачисления имеют дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей с 15 лет, изъявившие желание учиться в ней и имеющие соответствующее здоровье;
  • воспитанники воинских частей — дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, мужского пола в возрасте от 14 до 16 лет, граждане Российской Федерации, направленные районными (городскими) военными комиссариатами с согласия самих детей и органов опеки и попечительства (Положение о зачислении несовершеннолетних граждан в качестве воспитанников в воинские части утверждено Постановлением Правительства России № 124 от 14 февраля 2000 г., Положение о статусе воспитанников № 745 — постановлением от 21 сентября 2000 г.).

Приюты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, создаются при монастырях во многих регионах России. В этом проявился многовекой опыт устройства детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации под покровительство священнослужителей.

При монастырях организуется уход, воспитание и обучение детей. Дети активно приобщаются к общественно полезному труду, у них формируются навыки самообслуживания, жизнедеятельности в коллективе.

Большое внимание уделяется формированию духовной культуры, основанной на традициях православной церкви.

В социально-педагогическом плане воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, имеет комплекс проблем.

В приемных семьях они обусловлены, с одной стороны, готовностью и способностью приемных родителей обеспечить необходимый уход и воспитание детей, с другой — необходимостью преодолевать проблемы, возникающие в связи с воспитанием приемного ребенка (проявление какойлибо патологии, конфликтные ситуации между родителями и детьми, вытекающие из суждения «не мои родители», и др.)

Возникает необходимость специальной социально-педагогической подготовки родителей приемных семей к воспитательной работе с детьми, формированию определенных отношений «родитель — ребенок», уходу за ребенком и накоплению опыта воспитательной работы с ним.

Впоследствии должно быть обеспечено социально-педагогическое патронирование с целью контроля, а также своевременное консультирование, помощь и поддержка семьи в вопросах воспитания в случаях возникновения в ней неадекватных ситуаций, предупреждение и преодоление конфликтных проявлений и пр.

В зарубежной практике встречаются примеры создания социальными службами специальных приемных семей, предназначенных для решения проблем, связанных с обеспечением ухода за ребенком, защиты его прав в зависимости от возникающих социальных проблем. К таким семьям можно причислить:

  • приемные семьи кризисной ситуации. Они создаются в частных случаях, когда возникает необходимость немедленного изъятия ребенка из родной (родительской) семьи на определенный период. В этом случае его помещают в специальную приемную семью. Причинами, требующими изоляции ребенка, могут быть острая конфликтная ситуация в семье между родителями, родителями и ребенком, трагедия, внезапная болезнь родителей и пр.;
  • приемная семья на короткое время. Необходимость в ней возникает при планировании командировок, медицинского обследования, кратковременного лечения, когда за ребенком некому смотреть. Подобного типа семьи используются для оказания кратковременной помощи семье, имеющей ребенка с особыми нуждами по уходу за ним. Они создают последней возможность отдохнуть, прийти в себя на короткое время, что позволяет после отдыха более активно заниматься ребенком;
  • приемная семья на длительное время. Такая семья работает на договорных началах для обустройства ребенка на длительное время в связи с возникшей потребностью у родителей другой семьи;
  • семья для приема ребенка на время выходных дней и каникул. Такая форма помещения детей дает возможность родителям организовывать периодически свой отдых в выходные дни (уик-энд);
  • семья для дневного пребывания ребенка (своего рода домашний детский садик). В этом случае ребенок вечернее время и ночь проводит в своей семье.

Центры социального обслуживания семьи и детей России используют зарубежный опыт и стремятся расширить сферу своей деятельности по предоставлению услуг. В этом отношении опыт зарубежных стран представляет большой интерес.

Читайте также:  Госпошлина за развод в 2019 году: через суд, через загс, за свидетельство

Семейные формы воспитания внутри организации для детей-сирот (семейно-воспитательные группы)

  • Проживание детей в организациях для детей-сирот организовывается по принципам семейного воспитания в воспитательных группах, размещаемых в помещениях для проживания, созданных по квартирному типу.
  • Воспитательные группы формируются преимущественно по принципу совместного проживания и пребывания в группе детей разного возраста и состояния здоровья, прежде всего полнородных и неполнородных братьев и сестер, детей — членов одной семьи или детей, находящихся в родственных отношениях, которые ранее вместе воспитывались в одной семье. Дети разного пола старше 4 лет могут совместно проживать и пребывать в группе в дневное время.
  • Численность детей в воспитательной группе не должна превышать 8 человек, а в возрасте до 4 лет — 6 человек.
  • Перевод детей из одной воспитательной группы в другую не допускается, за исключением случаев, когда это противоречит интересам ребенка.
  • Помещения, в которых размещаются воспитательные группы в организациях для детей-сирот, включают в себя соответствующим образом оборудованные жилые комнаты, санузлы, помещения для отдыха, игр, занятий, приема и (или) приготовления пищи, а также бытовые помещения.
  • В организации для детей-сирот за воспитательной группой закрепляется ограниченное количество педагогических работников организаций для детей-сирот, постоянно находящихся с воспитательной группой детей, выполняющих также функции воспитателей, индивидуальных кураторов (наставников) детей, в том числе на этапе подготовки к выпуску из организации для детей-сирот и непосредственно перед выпуском. Замещение педагогических работников работниками из других воспитательных групп не допускается, за исключением случаев увольнения работников, их болезни или отпуска.
  • Организация для детей-сирот обеспечивает в соответствии с возрастом и особенностями развития детей наличие развивающего, обучающего, игрового и спортивного оборудования и инвентаря, издательской продукции, мебели, технических и аудиовизуальных средств воспитания и обучения, отвечающих требованиям санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, требованиям к безопасности продукции, установленным законодательством РФ, а также специального медицинского оборудования для организации медицинской реабилитации детей в медицинских организациях.
  • В организации для детей-сирот обеспечивается возможность детям иметь индивидуальное пространство для занятий и отдыха, личные вещи в свободном беспрепятственном доступе, в том числе одежду, игрушки, книги и другие вещи, которые могут храниться в комнате детей или других помещениях, отведенных под проживание группы, а также их сохранность. Приобретение личных вещей для детей осуществляется по возможности с участием детей.
  • Организация воспитания детей строится с учетом их индивидуальных особенностей. Режим дня, обеспечивающий рациональное сочетание воспитательной и образовательной деятельности, а также общественно полезного труда и отдыха, составляется с учетом круглосуточного пребывания детей в организации для детей-сирот и учитывает участие детей в проведении массовых досуговых мероприятий, включая личное время, предоставление возможности самостоятельного выбора формы проведения досуга с учетом возраста и интересов детей.

Эти положения обязательны к исполнению с 1 сентября 2015 года.

Детдома, НКО и приемные семьи о реформе системы защиты детей

В 2012 году в России начались масштабные изменения в работе системы защиты детей, оставшихся без попечения родителей. Они предполагают закрытие существующих детских домов и развитие разных форм семейного устройства. Что о реформе думают чиновники, руководители детских домов, НКО и приемные семьи выяснили социологи Питерской Вышки.

Необходимость реформ

Россия занимает одно из первых мест в мире по количеству детей, оставшихся без попечения родителей: 2,4% от всего детского населения. Около 80% этих детей имеют статус «социальных сирот», то есть у них есть живые родители, которые по тем или иным обстоятельствам не принимают участия в их жизни.

Российская система защиты детей долгое время была объектом критики со стороны специалистов за свою неспособность поддерживать семью в трудной жизненной ситуации и ориентацию на институциональные формы заботы. Вместо материальной и практической помощи родителям, оказавшимся в тяжелых условиях, государство практиковало изъятие детей из семей и передачу их в детские дома и школы-интернаты.

С середины 2000-х годов российская государственная политика взяла курс по охране семьи. Одним из направлений работы обозначили улучшение положения детей, оставшихся без попечения родителей.

Несмотря на то, что необходимость реформы присутствовала в политической повестке, долгие годы система защиты детей оставалась без значительных изменений.

И только в 2012 году была принята «Национальная стратегия действия в интересах детей на 2012-2017 годы», с которой и началась реформа деинституционализации заботы.

Идеалом новой системы стало проживание ребенка в кровной семье при поддержке социальных сервисов. Если это было невозможно, детей передавали в учреждения семейного типа или приемные семьи.

Начался процесс реорганизации детских домов в «центры поддержки семьи», целью которых стала помощь в устройстве воспитанников в биологические или приемные семьи, организация обучающих и поддерживающих сервисов для родителей.

Практическая реализация новых программ дала свои плоды: если в 2000 году 27% сирот находились в госучреждениях, то в 2014 году в них проживало только 12% детей. Более того, с 2005 года доля детей, устроенных в семью, увеличилась более чем в 10 раз — с 2% до 20%.

Социологи Лариса Шпаковская и Жанна Чернова из НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург и Мери Кулмала из Хельсинского университета собрали мнения и проанализировали позиции ключевых игроков реформы, от действий которых зависит, в каких направлениях происходит изменение системы защиты детей.

Детские дома: забота о «сложных»

Новая реформа предполагает сокращение количества детских домов и школ-интернатов, поэтому сотрудники государственных учреждений видят в ней угрозу увольнения.

Отстаивая свои интересы, они пытаются подчеркнуть необходимость своей работы, определяя зону компетенции госучреждений как заботу о «сложных» детях: инвалидах, подростках, родных братьях и сестрах, которые по закону должны жить вместе.

Большинство детей, находящихся сегодня в интернатах, действительно относятся к категории «сложных». Семьи берут их неохотно, поскольку не могут обеспечить должного ухода и воспитания.

Напротив, госучреждения обладают опытом, знаниями и достаточной материальной базой для заботы о таких детях, поэтому представители государства настаивают, что институциональное участие по-прежнему остается востребованным.

Под благосостоянием ребенка сотрудники интернатов понимают физическое благополучие и развитие. Госучреждения гарантируют сбалансированное питание, проведение необходимых медицинских процедур, чистоту и гигиену.

О работе с детьми воспитатели рассказывают через призму профессиональной заботы: гордятся их достижениями, освоением новых навыков и знаний (часто выраженных в цифрах и показателях), участии и победах детей в соревнованиях и конкурсах.

Новые идеалы, заданные реформой, заставляют их задуматься, как совместить принципы семейной заботы с профессиональным подходом.

Для адаптации к новым правилам детдомам приходится перестраивать здания и проводить переобучение персонала.

Во-первых, жилые комнаты превращают в помещения квартирного типа, а отношения между сотрудниками и подопечными пытаются привести к подобию семейных: создают малокомплектные группы, закрепляют за ними постоянных воспитателей, водят детей из одной «семьи» в одни и те же школы и поликлиники:

«Создаются условия в детском доме, группы семейного типа, где дети разновозрастные, по 8 человек в группе.

В такие группы мы поставили стиральную машинку, у нас есть «начальник стиральной машинки», он знает, что делать; блинницу, тостеры; проводятся различные праздники, чаепития, как в семье.

У нас один ребенок за это отвечает, другой за то, и все-таки, когда в группе меньше детей, воспитателям есть возможность уделить каждому особое внимание. Стараемся, чтобы меньше менялись педагоги, привыкли к двум и вот они уже». (Директор детского дома, 2016)

Во-вторых, здания перестраивают и для выполнения новых функций детских домов как центров временного пребывания, социальной адаптации и постинтернатного сопровождения воспитанников.

Распространенной практикой стала организация социальных гостиниц для выпускников. Еще одной линией модернизации стало обучение сотрудников.

Переквалификация позволяет учреждениям перестраиваться и осваивать новые направления работы:

«Она [директор] сказала, сделаю все возможное, приложу все усилия, чтобы сохранить весь коллектив.

Мы никого не сократим из сотрудников, будем перестраиваться, будет социальная гостиница, будет оказывать другие услуги, может кому-то придется переучиваться, курсовую подготовку проходить, но обязательно я сохраню весь контингент — народ сразу успокоился». (Сотрудник специального коррекционного детского дома, 2016)

Некоммерческие организации: посредничество и экспертиза

Реформа деинституционализации открыла окно возможностей для деятельности НКО, которые активно включились в налаживание работы системы социальной защиты.

Третий сектор предлагает свое понимание благополучия ребенка, в основе которого лежит создание психологического комфорта.

Физическое развитие, коррекция поведения и образовательные достижения, о которых постоянно говорят государственные структуры, являются не чем иным, как результатом жизни ребенка в комфортных для него условиях.

НКО остро нуждаются в материальной поддержке, но обладают другими ресурсами: международной экспертизой, актуальными знаниями и опытом их применения в российском контексте.

Представители третьего сектора предлагают рассматривать заботу о детях-сиротах как социальный сервис, предоставлять который могут разные субъекты: государственные, частные, некоммерческие.

По их мнению, государство должно контролировать основные ресурсы — финансирование, инфраструктуру — но некоторые услуги может передать на аутсорсинг. Так приемные семьи и интернаты семейного типа смогут сами выбирать, кто будет лечить и учить их детей.

Свою основную роль НКО видят в медиации взаимодействия между разными участниками системы: приемными и биологическими родителями, биологическими семьями и изъятыми детьми, НКО и государственными институтами и так далее. Например, руководитель одной из московских некоммерческих организаций описывает цели своего фонда как достижение широких системных изменений через обучение государственных специалистов:

«Обучая людей, можно вызвать некое давление, потому что когда люди понимают, что то, как они делали всегда, это было, может быть, не самым лучшим ни для детей, ни для них […].

А наша задача в том, чтобы собраться на группу [обучающихся], для этого не нужна ни Европа, ни начальство, ни изменять законодательство.

Отменить какие-то болезненные для детей практики — для этого ничего не нужно, просто перестать так делать и все». (Руководитель НКО, Москва, 2018)

Читайте также:  Ненадлежащее исполнение родительских обязанностей: как наказать в 2019 году?

Приемные семьи: взаимопомощь и любовь

Приемные семьи считают, что жизнь в семье гарантирует благополучие ребенка. По их мнению, только родители, занимаясь повседневной заботой, знают о настоящих потребностях своих детей. Только родители обладают специфической компетенцией, которой нет ни у государства, ни у третьего сектора — любовью.

Приемные семьи требуют автономии и гарантии неприкосновенности, они устали от постоянного контроля со стороны государства. Родители выступают за ликвидацию всех форм институциональной заботы в отношении детей: право на существование заслуживают только приемные и профессиональные патронатные семьи.

Государственным институтам отводится функция финансовой поддержки, а НКО могут оказывать практическую помощь и делиться знаниями. У семей должна быть свобода выбора, с кем из участников системы заботы о детях они будут работать.

В идеале государственные и некоммерческие организации должны стать равнозначными конкурентами на рынке социальных услуг.

Пока, в условиях дефицита необходимой поддержки, приемные родители объединяются в онлайн и оффлайн сообщества для взаимопомощи.

Такие группы вызывают доверие, поскольку знают проблемы приемных семей «изнутри», но, в отличие от государства, предлагают мягкую поддержку, а не внешний надзор.

Родительские сети предоставляют материальную, юридическую, психологическую помощь, предлагают пути решения часто встречающихся проблем.

«Другие родители помогали и морально, и обменом вещей. Когда в самом начале у нас появилась девочка, то нам помогали вещами, одеждой […]. Ну и конечно советами, как лучше, как удобнее. Они уже прошли через это, у них уже опыт был, и они делились всем, чем могли. А мы рады были принять. И благодарны им за это». (Приемная мама одного ребенка, 2015)

Адаптация к новому

Проанализировав позиции основных групп, включенных в систему защиты детей, исследователи сделали вывод: сейчас реформа находится на этапе адаптации и имплементации новых идей. Одним акторам изменения даются сложно, другие надеются на расширение зон своего влияния. Социологи выделили несколько ключевых направлений развития реформы:

Меняя идеологию и осваивая новые форматы деятельности, государственные интернатные учреждения остаются значимым поставщиком заботы о детях. Более того, они начали составлять конкуренцию профильным НКО, которые из-за недостатка финансовых и административных ресурсов вынуждены ограничивать поле своей работы.

Роль НКО как экспертов-носителей новейшего международного знания остается востребованной, что дает им возможность влиять на выработку политики в сфере помощи детям без попечения родителей.

Границы автономии приемных семей представляют собой наиболее очевидные линии напряжения внутри системы: и государство, и третий сектор опасаются безответственности, некомпетентности и меркантильности со стороны родителей. На этих страхах основываются ограничения независимости семей, в результате которых могут появиться законодательно оформленные правила деятельности приемных родителей.

IQ

Авторы исследования:

Автор текста: Мальченко Ксения Валерьевна, 25 июня, 2019 г.

Социология дети семья сироты

Подпишись на IQ.HSE

Революция в системе сиротских учреждений: с 2015 года в России все детские дома должны стать семейно-ориентированными

Постановление Правительства РФ № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей», было подписано Дмитрием Медведевым 24 мая. Новый документ определяет детские дома как временное жилье перед устройством воспитанников в приемные семьи.

Согласно постановлению, группа детского дома будет состоять не более чем из восьми разновозрастных детей.

Каждую группу предписано вести ограниченному числу педагогов, которые могут заменяться лишь в случае отпуска, болезни или увольнения.

Помещения, в которых проживают дети, должны быть устроены по квартирному типу, а личные вещи должны по возможности приобретаться с участием детей и все время находиться в открытом доступе.

Встречи детей с потенциальными усыновителями или опекунами должны проходить не менее трех раз в неделю. При наличии родственников администрация обязана организовывать общение детей с ними и работать над возвращением воспитанников в родные семьи.

«Принятые решения позволят повысить эффективность деятельности организаций для детей-сирот по устройству детей на воспитание в семьи, их социальной адаптации, защите прав и интересов, созданию в организациях для детей-сирот независимо от их ведомственной принадлежности условий для воспитания детей, приближенных к семейным», — отмечается в Постановлении.

Эксперты говорили о необходимости перепрофилирования детских домов, обсуждали необходимые поправки в законодательство и ждали выхода такого постановления не один год.

«Это фундаментальный и по-настоящему прорывной документ, закладывающий основы принципиально новой деятельности, новых подходов к организации работы с детьми, учитывающий их психологические особенности.

В основе — семейно-центрированный подход… Да, на его основе еще много всего надо будет разработать и сделать, трудности будут, но фундамент заложен», – считает директор Фонда профилактики социального сиротства Александра Марова.

Директор Благотворительного фонда помощи детям «Дети наши» Варвара Пензова надеется, что постановление даст толчок к дальнейшей реформации системы сиротских учреждений. Однако она обращает внимание, что для успешной реализации всех задумок российские детские дома должны решить ряд насущных проблем. Одна из главных среди них – потребность в новых кадрах.

«Стране нужны специалисты по семейному устройству детей-сирот. Мне кажется, первое, что необходимо – это люди, которые хотят работать в новых условиях, понимают, зачем это нужно, и знают, как это делать. Без этого ничего не произойдет. К сожалению, нередко директора детских домов за перепрофилированием дальше слова «ремонт» ничего не видят.

А после «ремонта» сотрудникам придется выстраивать абсолютно другие взаимоотношения с детьми. Специалисты этой сферы должны научиться на детей смотреть по-другому, не так, как они привыкли ранее. В малокомплектных семейных группах они ведь практически становятся их мамами. Необходимо обучение новых кадров.

Не знаю, предусмотрено ли оно в масштабах всей страны», – отмечает Варвара Пензова.

Председатель РОО «Право ребенка» Борис Альтшулер уверен, что переходу к новой форме детские дома могут учиться у тех, кто уже успешно реализует это, не дожидаясь постановления. В качестве примера эксперт привел четыре дома ребенка в Сенкт-Петербурге, которые перешли на семейную форму устройства, не увеличивая объемы бюджетного финансирования.

«Переформатировать детские дома возможно. Не сразу, но возможно. Реальный рывок в этом будет сделан, когда начнется организация семейных групп в обычном жилом фонде, САНПИН это позволяет.

Тогда станет возможно селить воспитателя вместе с его семьей и вместе с детьми-сиротами. Это не приемная семья — это подразделение государственной организации, но это будет совсем другая жизнь для детей.

Когда все они смогут ходить в детские сады, школы, у них появляются значимые взрослые», – отмечает Альтшулер.

Самое сложное, считает председатель РОО «Право ребенка», — организация семейных форм устройства для детей-инвалидов. «Это непросто, но реализуемо, – говорит эксперт.

– И здесь важно понять, что эта реформа неотделима от организации помощи семье с ребенком-инвалидом на дому. Потому что как только появится помощь на дому, многие своих детей заберут из интерната.

Сейчас, без поддержки, они просто не могут справиться самостоятельно. Такое сопровождение поможет и в целом реабилитации кровных семей».

В необходимости поддержки семьи в целом при воссоединении ребенка с кровными родителями убеждена и президент Благотворительного фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам» Елена Альшанская.

«Государство должно пересмотреть подход к детским домам на уровне каждого ребенка. На данном этапе госструктурам это кажется невозможным. Но это реально сделать при условии правильного понимания, правильного подхода к этому положению в принципе. В нем написано, что главная задача заведения с семейным типом устройства – возвращение ребенка в кровную семью.

Я надеюсь, что мы еще продвинем эту идею, сделаем так, чтобы в законодательстве она была прописана однозначно. Нужно с каждым из этих детей начать действительно серьезно работать по восстановлению его связей с кровной семьей или с родственниками – причем не формально, ставя им какие-то условия.

От регионов нужны реальные усилия, вложенные в восстановление семьи. А это значит и оказание всесторонней, в том числе иногда и финансовой, помощи. Бывают случаи, что родственники и готовы бы забрать ребенка, но им это не позволяют, например, жилищные условия.

Если серьезно этим вопросом заниматься, привлекая для этого ресурсы региона, то детей-сирот будет меньше», – уверена президент фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам».

По мнению Альшанской, новая форма устройства детей-сирот потребует больших усилий, отдачи и неформального подхода. «Семейное устройство означает работу, — отмечает она. — Недопустимо сидеть в ожидании, когда появятся приемные родители и закажут того ребенка, который есть в учреждении.

Взрослого ребенка с таким подходом устроить в семью практически невозможно, таким образом можно устроить в лучшем случае только младенцев.

Нужно заниматься устройством конкретного ребенка, активно работая над просвещением, со СМИ, над социальной рекламой, над привлечением людей на всех уровнях».

Президент Благотворительного фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам» считает, что для перепрофилирования необходимо пересмотреть ситуацию и с самими учреждениями. В настоящее время многие из них не приспособлены к семейной форме устройства детей-сирот, а перестроить их не всегда получается. Вместо них должны быть небольшие здания, которые можно использовать по семейному типу.

Перепрофилирование детских домов может увеличить и возможности для устройства детей в семьи силами некоммерческих организаций, считает Альшанская.

«Важно сейчас договариваться, чтобы учреждения передавались НКО, так как им проще наладить устройство детей по семейному типу, – уверена эксперт. – Государству надо понять, что ему это в конечном счете будет выгоднее.

В этом случае власти должны обеспечить финансовую поддержку не в формате разовых акций, а в форме постоянно субсидирования».

Переходить от разовых акций к планомерной поддержке и сопровождению кровных семей детей-сирот Альшанская призывает и общественные организации: если они «обратят внимание на помощь семье ребенка, тогда его не придется развлекать в детском доме».

flickr.com/Enrico

Ссылка на основную публикацию